Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.

И Н Т О Н А Ц И О Н Н А Я О С Н О В А С Т Р О Я Т Е Р С К И Х С В А Д Е Б Н Ы Х П Е С Е Н Народно-песенная культура Тсрского берега Белого моря является ча­ стью общерусской культуры и тесно связана с нем. Большинство песенных жанров, сохранившихся на Терском берегу, так или иначе, прямо или опо­ средствованно смыкается с аналогичными жанрами многих центральных и в особенности северо-западных областей России. В то же время как отдель­ ные песни, так и некоторые жанры d целом оказываются локальными на общерусском фоне. Песни терского свадебного цикла являют собой четко оформленную еди­ ную в своей основе -традицию, отмеченную печатью своеобразия и уходящую корнями в далекое прошлое •Несколько слои о манере исполнения на Терском берегу. В статье «Песни спадебного обряда на Пннсгс» 1 3. В. Эвальд, называя способ исполнения одним из важнейших факторов формообразования, харак­ теризует пенис свадебных несен на Пннсгс как сдавленное, очень напря­ женное, доходящее до экстатического крика. В ряде районов Псковской области также встречается напряженное зпу- коплнлсчсннс. Что касается манеры пения на Терском берегу, то она (при исполнении любых жанров) лишена какого бы то ни было нажима. Здешнее испол­ нение можно охарактеризовать как тактичное, бережное. Пам приходилось встречаться с единодушным осуждением, которое хор высказывал не п меру ретивой певице, но его мнению, мешавшей «настоящему» исполнению: «Вы- крпкнпат, иерекрнкиват, сама не зпат чего... Только песню перепортила всю». Внутренняя наполненность, сосредоточенность при сдЬржаниости выра­ жения, однако без какой бы то пи было скованности; особое чувство равно­ весия, гармоничности как в смысле звучания хора, так и в отношении к об­ щей архитектонике песни, великолепное чувство меры — вот, на наш взгляд, черты, присущие как пению на Терском берегу вообще, так и исполнению свадебных песен в особенности. Звуконзплсчснне, как правило, свободное, спокойное, в границах от ти­ хою до среднегромкого. Свободе ненпл немало способствует выбор преиму­ щественно среднего регистра, естественного и удобного для большинства женских голосов. 1 Сборник «Пскусстпо Сспсра*. т. II. Гос. Институт истории искусств. Л.. 1928. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz