Антонова, А. А. Институт народов Севера в Ленинграде // Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры : материалы IV международной научно-практической конференции, 14-15 ноября 2011 года. Ч. 1. - Мурманск, 2011. - С. 102-105.

Учителя вспоминали, что перед учебным годом приходилось бывать в юр­ тах, в тайге, тундре, разъяснять законы, национальную политику Советско­ го государства, задачи школ. Для такой работы создавались активы в по­ мощь учителям. Время шло. Прошли годы напряжённой работы, и необхо­ димость в такой агитации с каждым годом отпадала. Дети подрастали. В январе же 1932 г. в Ленинграде состоялась первая конференция по разви­ тию языков и письменности народов Крайнего Севера. Стали появляться первые буквари. В 1939 г. было намечено завершить на Крайнем Севере всеобщее на­ чальное образование и перейти к всеобщему семилетнему обучению, большое внимание уделялось при этом вопросам учебной и воспитатель­ ной работы и особенно родному и русскому языкам. Обучение в Институте завершалось педагогической практикой. Практикой руководили опытные методисты института и заслуженные учителя школ РСФСР. Студенты про­ веряли свои силы, способности, изучали опыт лучших учителей и методи­ стов. Педагогическая практика давала многое студентам-северянам, ведь готовили выпускников к выполнению благородной цели: нести разумное, доброе в северные школы. В институте преподавались многие языки: эвен- кийкий, корякский, нанайский, чукотский, ительменский, эскимосский, нивский, долганский и другие. Саамский же язык некому было препода­ вать. Только в 1952 г. началось преподавание саамского языка. Георгий Мартынович Керт начал знакомить нас, студентов саами, с теорией родно­ го нам языка. Вот когда мы узнали всё о своём языке, сдавали по родному языку экзамены. Все студенты-северяне тех лет параллельно с учёбой со­ бирали фольклор. После преподаватели родных языков издавали пособия по фольклору для национальных училищ, а также писали статьи о фольк­ лоре народов Севера. Г.М. Керт издал книгу "Образцы саамской речи", ку­ да вошли все произведения, собранные студентами саами во время своих каникул. Вышла его монография "Саамский язык (кильдинский диалект) фонетика, морфология, синтаксис", которая, я думаю, имеется у каждого, кто учился у Г. М. Керта. Мы, студенты, жили в общежитии вместе с иностранцами: китайцами, румынами и другими. Они проявляли большой интерес к вопросам куль­ туры, обучения студентов-северян, интересовались их учёными, писателя­ ми. В свободное время студенты занимались в кружках и спортивных сек­ циях при институте. Работала национальная художественная самодеятель­ ность, которая в своей деятельности опиралась на древние традиции наро­ дов Севера. Под руководством Татьяны Фёдоровны Петровой был создан ансамбль "Северное сияние". Он выступал в домах культуры г. Ленингра­ да, в колхозах области, парках, школах, на заводах и неоднократно награ­ ждался Почётными грамотами. Солистами были студенты: якуты, саами, манси. Читали свои стихи В. Санги, Ю. Шесталов, В. Ледков, А. Печков и другие. Популярностью пользовались северные пляски: "Танец оленя", 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz