Антонова, А. А. Институт народов Севера в Ленинграде // Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры : материалы IV международной научно-практической конференции, 14-15 ноября 2011 года. Ч. 1. - Мурманск, 2011. - С. 102-105.
Учителя вспоминали, что перед учебным годом приходилось бывать в юр тах, в тайге, тундре, разъяснять законы, национальную политику Советско го государства, задачи школ. Для такой работы создавались активы в по мощь учителям. Время шло. Прошли годы напряжённой работы, и необхо димость в такой агитации с каждым годом отпадала. Дети подрастали. В январе же 1932 г. в Ленинграде состоялась первая конференция по разви тию языков и письменности народов Крайнего Севера. Стали появляться первые буквари. В 1939 г. было намечено завершить на Крайнем Севере всеобщее на чальное образование и перейти к всеобщему семилетнему обучению, большое внимание уделялось при этом вопросам учебной и воспитатель ной работы и особенно родному и русскому языкам. Обучение в Институте завершалось педагогической практикой. Практикой руководили опытные методисты института и заслуженные учителя школ РСФСР. Студенты про веряли свои силы, способности, изучали опыт лучших учителей и методи стов. Педагогическая практика давала многое студентам-северянам, ведь готовили выпускников к выполнению благородной цели: нести разумное, доброе в северные школы. В институте преподавались многие языки: эвен- кийкий, корякский, нанайский, чукотский, ительменский, эскимосский, нивский, долганский и другие. Саамский же язык некому было препода вать. Только в 1952 г. началось преподавание саамского языка. Георгий Мартынович Керт начал знакомить нас, студентов саами, с теорией родно го нам языка. Вот когда мы узнали всё о своём языке, сдавали по родному языку экзамены. Все студенты-северяне тех лет параллельно с учёбой со бирали фольклор. После преподаватели родных языков издавали пособия по фольклору для национальных училищ, а также писали статьи о фольк лоре народов Севера. Г.М. Керт издал книгу "Образцы саамской речи", ку да вошли все произведения, собранные студентами саами во время своих каникул. Вышла его монография "Саамский язык (кильдинский диалект) фонетика, морфология, синтаксис", которая, я думаю, имеется у каждого, кто учился у Г. М. Керта. Мы, студенты, жили в общежитии вместе с иностранцами: китайцами, румынами и другими. Они проявляли большой интерес к вопросам куль туры, обучения студентов-северян, интересовались их учёными, писателя ми. В свободное время студенты занимались в кружках и спортивных сек циях при институте. Работала национальная художественная самодеятель ность, которая в своей деятельности опиралась на древние традиции наро дов Севера. Под руководством Татьяны Фёдоровны Петровой был создан ансамбль "Северное сияние". Он выступал в домах культуры г. Ленингра да, в колхозах области, парках, школах, на заводах и неоднократно награ ждался Почётными грамотами. Солистами были студенты: якуты, саами, манси. Читали свои стихи В. Санги, Ю. Шесталов, В. Ледков, А. Печков и другие. Популярностью пользовались северные пляски: "Танец оленя", 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz