Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
158 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 159 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА ПОЯСНЕНИЯ ПО ЛИСТОВКЕ «ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ» Про эту листовку - отдельный слу- чай... Я, как говорится «ни сном, ни духом». Политребята где-то достали мою фотографию, какой-то (подо- зреваю молодой, из комсомольцев) сочинил текст, в типографии на- печатали листовку и развесили её по всем полкам авиации Северного флота. В казармах, в штабах, ещё в каких-то служебных помещени- ях. Одна из листовок, думаю, ока- залась и в штабе Авиации. Видимо, случайно на неё обратил внимание и заметил Командующий авиацией генерал-майора Логачёв Н.Ф. Я про выход листовки ничего не знал, так как всё это время безвылазно сидел на различных кораблях. Прилетаю с крайнего корабля на базу, зарули- ваю на стоянку, выключаюсь... Тут подбегает ДСП и говорит мне что- бы я срочно позвонил в кабинет И. Чеберяченко. Звоню. Чеберяченко говорит, чтобы я бросал всё и сроч- но прибыл к нему в кабинет вместе со штурманом, так как меня жела- ет видеть генерал Логачёв. Короче, - через 15 минут мы со штурма- ном были в штабе полка. Постучал в дверь кабинета, вошли, доложил, что прибыл. Генерал предложил присесть, так как разговор предсто- ит долгий. Лихорадочно вспоминаю каки- е-нибудь «косяки» за собой в послед- нее время. Да нет, вроде бы ничего такого... Генерал достает из папки листовку с моей фотографией. - Видел такую? - Никак нет. - Ладно. Докладывай, - на каких кораблях сидел за последний месяц? - «Адмирал Нахимов» на Ка-25ПЛ и на Ка-25Ц на «Вице-адмирал Дрозд» и «Адмирал Зозуля». - Сколько налетал? Сколько поса- док? - Вместе с перелётами 24 часа, 22 посадки. - Хорошо. Ракетные крейсеры отбрасываем. В листовке написано, что летал на поиск подводной лод- ки. А теперь скажи-ка мне Сальков, где это ты (генерал процитировал из листовки) «сдувал с гребней волн моросящую пыль»? - Не знаю товарищ генерал. Ско- рее всего листовку писал политра- ботник далекий от авиации и это, скорее всего, - образное выражение. - Не скажу ничего про «образное выражение», но скажу, что допуск к полётам с корабля давал тебе я! Или уже забыл? - Никак нет, товарищ генерал, не забыл! - Так вот и получается, что это я научил тебя «рубить винтами греб- ни волн»! - В листовке написано, что «сду- вая с гребней волн». - Неважно! Суть от этого не ме- няется. В общем так пишите со штурманом объяснительные и все средства объективного контро- ля, включая расшифровку магни- тофона ко мне на стол не позднее завтрашнего вечера. Черебяченко, проследи! В общем, привезли все магни- тофонные записи и все бароспидо- граммы. Надо сказать, что на ос- новной массе вертолётов Ка-25 в то время стояли примитивные баро- спидографы, которые писали толь- ко высоту и скорость. Короче, эти «копчёные бумажки» быстренько и дешифровали и никаких наруше- ний не обнаружили. Больше при- шлось повозиться с магнитофоном и записями МС-61, для чего Чере- бяченко посадил в отдельный каби- нет четырёх штурманов и они чуть ли не сутки переносили переговоры экипажа на бумагу. Здесь стоит за- метить, что начиная с первого со- вместного вылета и до крайнего, а это в течение 11 лет просто невоз- можно было отыскать какую-либо крамолу в записях наших перегово- ров со штурманом В. Нечипоренко. Как говорил мой штурман, наши магнитофонные записи можно вы- ставлять в качестве образца с под- писью «Der Ustav». Как и просил генерал Н.Логачёв, к исходу следующего дня И.Чеберя- ченко отвёз в штаб авиации наши объяснительные и все средства объ- ективного контроля с расшифров- кой. На следующих плановых полё- тах (хотя я думал, что генерал меня отстранит до выяснения), после предполётных указаний Николай Фёдорович подозвал меня к себе, поздоровался за руку. - Ну как дела, Сальков? - Нормально товарищ генерал! Через 30 минут выполняю два маршрута на бомбометание. - Ну давай, повнимательней... А про эту листовку больше не думай. Я с этим «писакой» и разобрался! Так что давай, вперёд! И ещё раз пожал мне руку. А ещё через месяц авиагруппа во главе с генералом Логачёвым Н.Ф. ушла в очередной дальний поход. В этом походе Николай Фёдорович впервые в истории авиации ВМФ выполнил тысячную посадку на па- лубу корабля. Уже больше 10 лет, как с нами нет этого замечательно- го человека. Лётчик от Бога. Требо- вательный командир. Причём свою требовательность умел каким-то образом сочетать прямо таки с ис- тиной отеческой заботы о подчи- нённых. Редкое качество команди- ра такого высокого ранга. Даже по прошествии времени всегда с те- плотой вспоминаю этого человека. Во время визита в Югославию. В городе Сплит. На фото: С. Аксёненко, А. Лисовский, Ф. Сальков, В. Нечипоренко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz