Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
150 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 151 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА пока авиационный народ, что на- зывается «коптит твердь небесную». Полностью исключить аварии и ка- тастрофы не получится никогда, но уменьшить их до самого минимума – вполне посильная задача. Фёдора Фёдоровича Салькова по- просил написать от своего имени о том, как он служил, как относился к лётной работе и что не хватает сей- час для безаварийной лётной работе молодёжи. Фёдор Фёдорович написал следу- ющее: …Всегда, когда разговор захо- дит о безопасности полётов, поче- му-то вспоминаются слова бывшего Главкома ВМФ Горшкова С.Г., мно- го сделавшего для становления ко- рабельной авиации. Не ручаюсь за точность, но звучат они примерно так: «Нет аварийности оправданной и неизбежной! Везде, в той или иной степени, её создают люди». Главком ВМФ СССР Горшков С.Г. Вспоминаю наставления своего первого инструктора в лётном учи- лище: • держи режимы; • верти головой на 180°; • слушай эфир; • будь готов к особым случаям в полёте; • в полёте намечай место на слу- чай вынужденной посадки; • учись предельно честно оцени- вать свою технику пилотирования; • постоянно работай над недо- статками; • тянись за теми, кто летает луч- ше тебя; • главное – предела в совершен- ствовании техники пилотирования не бывает. Готов подписаться под каждым словом моего инструктора! Могу сказать, что к окончанию училища, мы – выпускники освоили два типа вертолётов и имели налёт 230–250 часов. Т.е. к моменту при- хода в полк как лётчик я чувствовал себя довольно-таки уверенно. Ну а теперь о командирах-на- ставниках… Одним из первых моих команди- ров отряда был Опарин Б.А. Требо- вательный, принципиальный один из лучших методистов полка, пре- красный лётчик. У него был один простой принцип: «Лётчик должен знать технику, на которой летает и знать назубок, что он будет делать в полёте». Насчёт техники: без лиш- ней скромности скажу – вертолёт изучил до последнего винтика, по- этому как вопрос знания авиатех- ники ставился следующим образом. Накануне паркового дня Опарин Б.А. ставил задачу: «На парковом дне лейтенант Сальков Ф.Ф. прово- дит занятия с лётным составом по противопожарной системе вертолё- та». Скажу сразу – плохая подготов- ка к «лекции» была чревата одним: отстранением от полётов до сдачи зачётов. Приходилось учить и знать, что называется, «не за страх, а на совесть». Те же требования были и к зна- нию инструкции экипажу, особых случаев, руководящих документов. Вспоминается сдача авиатехни- ки инженеру полка, в дальнейшем – Главному инженеру авиации Се- верного флота Дымову Анатолию Егоровичу. Вытянул экзаменационный би- лет, смотрю – знакомые вопросы. Попросился отвечать без подготов- ки. Беседа затянулась где-то на час. Отдаю на подпись лётную книжку. Анатолий Егорович ставит пятёрку и затем признается, что гонял он меня по вопросам, которые обыч- но задаёт начальникам ТЭЧ-отря- дов и инженерам эскадрилий. Для меня это было, конечно же, высшей похвалой. Скажу больше – когда приходилось на очередной сессии обращаться к Дымову А.Е. за сда- чей зачёта, он просто брал лётную книжку и расписывался после от- личной оценки. И не думаю, что это было каким-то упрощением к под- ходу сдачи зачётов. Скорее – дове- рием к лётчику, к его знаниям ави- ационной техники. И я его никогда не подводил. Вспоминается, как выполняли полёты. Так, например, предполёт- ные указания с участием замести- теля командующего ВВС СФ по ко- рабельной авиации генерал-майора Логачёва Николая Фёдоровича за- канчивались просто так. Как правило, после доклада ко- мандира о даче указаний, Николай Фёдорович вставал и, методом ты- канья пальцем в плановую таблицу, говорил: – «Лейтенант Сальков! Аэродром Луостари. Курс, расстояние, время полёта. Курсы захода на посадку, привода. Почему один курс захода на аэродроме?». И не дай бог, что-то забыть или перепутать – отстранение от полё- тов гарантировано. Поэтому запас- ные аэродромы у лётчиков того вре- мени до сих пор, что называется, «от зубов отскакивают», так нас учили. Хотелось бы ещё упомянуть о таком деле, слётанность экипажа. Скажу сразу мне в этом вопросе по- везло. Со своим штурманом Нечи- поренко Владимиром Борисовичем пролетали вместе 12(!) лет. Случай в авиации, я думаю, уникальный. Вместе росли по службе: я командир экипажа, он – штурман, я – коман- дир отряда, он – штурман отряда, я зам командира эскадрильи, – он по- мощник штурмана эскадрильи, я – командир эскадрильи, он – штурман эскадрильи. Вместе росли и в полу- чении классности. Вместе отходи- ли 10 дальних морских, океанских походов, жили в одной каюте. Всё это наложило, естественно, отпеча- ток и на наши отношения. Понима- ли друг друга даже не с полуслова, просто по взгляду. И несмотря на то что в жизни мы были друзьями, не припомню ни одного случая, чтобы в полёте он назвал меня по имени. Только «командир». Если кто-то хо- тел послушать магнитофонную за- пись нашего полёта, то услышал бы только то, что положено, и ничего лишнего. Сегодня, комментируя эти слова, хочется поставить в пример нашей молодёжи, как правильно надо от- носиться к лётной работе на приме-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz