Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.

120 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 121 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА Сейчас, по прошествии времени, могу сказать одно - о нашем пер- вом авианосце можно вспоминать только с теплотой и любовью. Была постоянная боевая работа. Летали, что называется, - от души! Плано- вые полеты, поисковые операции, обеспечение полётов штурмовой авиации, и так далее. Особенно уве- личивался накал боевой подготовки при входе в Средиземное море, ког- да на борт «Киева» прибывал штаб 5-й Средиземноморской оператив- ной эскадры. Летали по поисковым операциям по 3-4, а то и по 5 суток непрерывно. Днем, как правило, летали четверками вертолетов, но- чью - парами. Время непрерывно- го слежения за ПЛАРБ иногда дохо- дило до нескольких суток. Чётко была отработана схема передачи контакта с ПЛ с вертолетов на корабли слежения и наоборот. Особен- но запомнилась по- исковая операция в январе 1978 года. Тогда мне, лейте- нанту, удалось пер- вому «поймать» аме- риканскую атомную подводную лодку с баллистическими ракетами на борту. Как потом подтвер- дила разведка, это была лодка типа «Д. Мэдиссон», а точнее «Фрэнсис Скотт». Как сейчас помню - штурман В. Нечепоренко дал вначале пару со- мнительных пелингов с показания ОГАС, а потом пошли уже устойчи- вые пеленги. По моим пелингам по схеме рас- положилась вся четвёрка. Устой- чивый контакт стали получать Б. Опарин, затем Ю. Блатцев и А. Ти- щенко. Лодка встала совершать маневр уклонения и даже выпустила пару имитаторов. Но не тут то было: имитаторы отследил БПК «Мар- шал Тимошенко», а саму лодку уже «мертвой хваткой» стала держать очередная четверка вертолетов, которая, в свою очередь, передала контакты БПК «Керчь» Черномор- ского флота. Через столь- ко лет, естественно, уже не вспомнить всех подробно- стей. Помню, что прогнали эту водку через половину моря и ей удалось скрыть- ся только в территориаль- ных водах Мальты. Запомнилось, что впер- вые в истории авиации ВМФ в первую тысячную посадку на палубу совер- шил генерал-майор Лога- чев Н.Ф. Запомнилось, что впер- вые в истории ночью вы- дал данные по реальной ПЛ вероятного противни- ка с режима висения ОГАС Голоднов М.Ю. Запомнились очень разные по своему сти- лю руководства, но очень преданные своему делу ко- мандиры ТАКР «Киев» В. Соколов, В. Пыков, Г. Яс- ницкий, Н. Мелах, В. Глу- щенко. На плечи заместите- ля командира корабля по авиации «Киева» «Бати» Валентина Анатольевича Алексеева, вмести с коман- АВИАНОСЕЦ «АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ», Средиземное море вертолёт Ка-27ПС Заместитель командира корабля по авиации, первый в истории авиации ВМФ проекта корабля 1143 «Киев» «Батя» Валентин Анатольевич Алексеев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz