Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.

108 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 109 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА ну вертолётной площадки. Поэтому при взлёте достаточно небольшо- го попутного порыва ветра или не- большого дифферента корабля на нос, как лопасти вертолёта непре- менно зацепят мачту. Даже днём, не говоря уже о ночи, взлетать с эс- минцев этого проекта необходимо с тенденцией смещения назад. Такой порядок взлёта, кстати, предусмо- трен при взлёте с первой площадки ПКР «Москва» и «Ленинград». А Юра Блатцев, по всей видимости, все- го этого не знал. Ну, а началось это всё с людей, то есть с испытателей, составивших такую инструкцию. Ну и ещё ода катастрофа. Верто- лёт Ка-27ПС. Командир экипажа А. Алтышкин. Здесь, вообще, полная потеря руководства полка за состо- янием дежурных сил. Ведь многие в полку знали, что Андрей Алтышкин из-за неурядиц в семье стал посто- янно наступать на горлышко бутыл- ки. И в данном случае, заступил в дежурные силы с глубокого похме- лья и, подозреваю, что ещё и в ДСах добавил, судя по судебно -медицин- ской экспертизе. А теперь ответьте мне на такой вопрос - А кто-нибудь хотя бы из управления эскадрильи, я уже не говорю про управление полка, проверил состояние лётчика, заступившего в дежурные силы? Теперь про сам вылет. Экипаж по- лучил команду готовиться к вылету от оперативного дежурного. Кроме этого была команда дождаться при- езда докторов из Североморского госпиталя. Оперативный дежур- ный, как правило, даёт команду не только дежурному экипажу, но и оповещает командование полка. То есть было время, пока доктора до- бираются из Североморска, хотя бы кому-то из эскадрильи приехать на вылет. А экипаж, который собирал- ся вылетать с пьяным командиром экипажа? Неужели ни у штурмана, ни у борттехника, ни у бортового фельдшера не хватило мужества сказать, - Нет, командир! В таком состоянии, какой ты сейчас, мы с тобой не полетим! Да уж, в край- нем случае, наврали бы, что коман- дир экипажа внезапно приболел, плохо себя чувствует, температура. Да пока доктора добирались на аэ- родром, можно было бы тут же за- менить лётчика. Время было. Но не было людей, которые бы приняли это решение. То есть прав Главком, - всё дело в людях. Ну и не могу не остановиться на самой страшной катастрофе в на- шемполку 26февраля 1992 г. Погиб- ли семеро наших лётчиков, чьих-то мужей, сыновей, братьев. Погибли на моих глазах, я только что взлетел с этого корабля и выполнял первый разворот. Причина, кто бы что не говорил, в пресловутом человече- ском факторе. Стандартное удале- ние от корабля, на котором упал не один вертолёт, в том числе и в на- шем полку. Достаточно вспомнить катастрофу Молодкина или аварию Новикова. Классическая ошибка экипажа, классическое попадание в «вихревое кольцо». Спросите, а в чём человеческий фактор? Отвечу. В том, что из семерых погибших, на борту находились четверо одно- кашников инструктора М. Алексее- ва. Поимённо - П.Сизов, А. Салехов, С.Максименко, И.Смирнов. На ле- вой чашке П.Сизов, на правой М.А- лексеев. Ну и дальше события раз- вивались так, что когда Сизов на предпосадочной прямой допустил раннее гашение скорости и боль- шую вертикальную скорость сни- жения вертолёта, Михаил Алексеев в управление не вмешался, - всё-та- ки друзья и однокашники! А когда вмешался, было уже поздно, да ещё и не включили баллонеты! Ладно! Пусть Миша Алексеев на меня оби- жается, но ничего этого бы не слу- чилось, если на месте инструктора был бы я. До конца своей жизни не прощу себе этой ошибки! Ну и что! Я тоже инструктором контролировал своих однокашников на корабль, которые были моими друзьями. Но я всегда помнил, что в данном по- лёте я являюсь старшим на борту и отвечаю за жизнь всех членов эки- пажа. И хотя всегда доверял прове- ряемым мной лётчикам, но всегда умел чувствовать ту грань, за кото- рой может наступить необратимое. И вот только за мгновение до этого необратимого вмешивался в управ- ление вертолётом. Любой лётчик, с кем я летал инструктором, может это подтвердить, я всегда давал лётчику прочувствовать вертолёт. И опять прав Главком, что нет ава- рийности оправданной и неизбеж- ной, всё дело в людях! И хотя про- шло уже более тридцати лет после той жуткой катастрофы, парни, не вернувшиеся с того полёта будут в нашей памяти, пока мы живы! Зем- ля небом вам, пацаны! Вы все в на- ших сердцах! Это мой краткий анализ и мои мысли насчёт этих катастроф. Я не претендую на истину в первой ин- станции. Наверняка, есть те, кто со мной не согласится, но я постарался изложить так, как я это вижу. Ну, а до этого последнего слу- чая, после которого я был уволен из Армии, были ещё походы, выхо- ды в море, учения, полёты методом сборов с других аэродромов. Были и большие перелёты. Особенно за- помнился перелёт с аэродрома Се- вероморск -2 на аэродром Сызрань в 1986 году. Мы перегнали туда эскадрилью Ка-27 и ещё одну пе- регнали наши коллеги с ТОФ. По- сле этого в СВВАУЛ стали готовить лётчиков целенаправленно именно для Морской Авиации. Кроме того, до этого был ещё перелёт Саки - Североморск-2 на Ка-25. Ещё, в срочном порядке с испытательного аэродрома Люберцы перегнал вер- толёт Ка-27Е на Североморск-2, на котором экипаж Ю.Блатцева вы- шел на спасение нашей ПЛАРБ в Южной Атлантике. Ну, а затем, по- сле выполнения задачи, пришлось перегонять тот же вертолёт обратно в Люберцы, так как допуск к полё- там в Московской воздушной зоне в полку был только у меня. А в 1988 году был ещё один перелёт эскадри- льи Североморск-2 - Севастополь для посадки на новый авианосец «Баку», который только что ввели в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz