Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности реальную возможность создания автома­ тических систем управления вертолётом при поиске и атаке подводных целей. Объ­ ективность н глубина его лётных оценок способствовали принятию на вооружение вертолёта Ка-25. При непосредственном участии Н.П. Бездетнова разработан и полностью ис­ пытан новый пилотажно-навигационный комплекс, который впервые позволил бо­ евому противолодочному вертолёту Ка- 27 производить в полуавтоматическом режиме широкий поиск, обнаружение и атаку подводных лодок при полном от­ сутствии видимости. Это в несколько раз повысило эффективность и боеспособ­ ность противолодочного оружия. Одно из важных качеств лётчика-ис- пытателя Н.П. Бездетнова - его умение находить выход из, казалось бы, безвыход­ ных ситуаций в полёте. При испытании Ка-26 во время вертикального взлёта вер­ толёт начал энергично вращаться по кур­ су (примерно оборот за 3 с), несмотря на парирование вращения полностью откло­ ненного педалью. Садиться на взлётную площадку было опасно, так как там уже находились люди. Бездетнов попросил пе­ реместить пожарную и санитарную ма­ шины на свободную полосу аэродрома, и начал сажать продолжающий вращение вертолёт. При посадке машина ударилась о землю с тенденцией на опрокидывание, так что пришлось снова отрывать вер­ толёт от полосы. Убедившись, что шас­ си не сломано, Бездетнов всё же выполнил посадку вращающегося вертолёта, при этом вертолёт опрокинулся на левый бок, его лопасти от удара о землю сломались. Главное же - не произошло пожара, эки­ паж остался жив гі невредим. Выясняя причины случившегося, комиссия пришла к выводу, что при рег\тировке путево­ го управления допустил ошибку механик. возможно, что разрегулировка произошла из-за отказа в системе управления. Лётчик-испытатель Н.П. Бездет­ нов успешно провёл целую серию лётных исследований по безопасности полётов при отказе одного и дет двигателей. При отказе одного двигателя в полёте им от­ работаны посадки, как на сушу, так и на воду, а также на палубы кораблей оди­ ночного базирования, в том числе на ходу и при качке. При отказе двух двигателей он отработал посадки без пробега с по­ ниженными оборотами винта. Бездет­ нов исследовалпричины самовыключения двигателей зимой, последствия отказов автоматических подсистем управления в приборном полёте, определял границы флаттера лопастей на трех типах вер­ толётов, изучал путевую управляемость соосного вертолёта на режимах авторо- тагщи. Много неприятностей лётчикам доставлял «земной резонанс». БорьбогО с этим явлением занимались многие из­ вестные учёные. Суть их рекомендагщй сводилась к тому, что надо уменьшать общий шаг и гасить колебания за счёт ра­ боты амортизагщонных стоек шасси. В соответствии с этими рекомендагщями во время испытаний Н.П. Бездетнов при вознгікновенгш «земного резонанса» вы­ ключил двигатели, уменьшил общий шаг, но понял, что вертолёт можно потерять. В течение нескольких секунд он ушёл от «земного резонанса» увеличением обще­ го шага, что сопровождалось быстрым уменьшением оборотов винта. Так был найден новый эффективньт способ борь­ бы с «земным резонансом», при котором вертолёт быстро проходит диапазон ре­ зонансных частот. Большую работу провёл Н.П. Бездет­ нов по расишренгію маневренных возмож­ ностей соосных вертолётов, что весьма 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz