Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности реальную возможность создания автома тических систем управления вертолётом при поиске и атаке подводных целей. Объ ективность н глубина его лётных оценок способствовали принятию на вооружение вертолёта Ка-25. При непосредственном участии Н.П. Бездетнова разработан и полностью ис пытан новый пилотажно-навигационный комплекс, который впервые позволил бо евому противолодочному вертолёту Ка- 27 производить в полуавтоматическом режиме широкий поиск, обнаружение и атаку подводных лодок при полном от сутствии видимости. Это в несколько раз повысило эффективность и боеспособ ность противолодочного оружия. Одно из важных качеств лётчика-ис- пытателя Н.П. Бездетнова - его умение находить выход из, казалось бы, безвыход ных ситуаций в полёте. При испытании Ка-26 во время вертикального взлёта вер толёт начал энергично вращаться по кур су (примерно оборот за 3 с), несмотря на парирование вращения полностью откло ненного педалью. Садиться на взлётную площадку было опасно, так как там уже находились люди. Бездетнов попросил пе реместить пожарную и санитарную ма шины на свободную полосу аэродрома, и начал сажать продолжающий вращение вертолёт. При посадке машина ударилась о землю с тенденцией на опрокидывание, так что пришлось снова отрывать вер толёт от полосы. Убедившись, что шас си не сломано, Бездетнов всё же выполнил посадку вращающегося вертолёта, при этом вертолёт опрокинулся на левый бок, его лопасти от удара о землю сломались. Главное же - не произошло пожара, эки паж остался жив гі невредим. Выясняя причины случившегося, комиссия пришла к выводу, что при рег\тировке путево го управления допустил ошибку механик. возможно, что разрегулировка произошла из-за отказа в системе управления. Лётчик-испытатель Н.П. Бездет нов успешно провёл целую серию лётных исследований по безопасности полётов при отказе одного и дет двигателей. При отказе одного двигателя в полёте им от работаны посадки, как на сушу, так и на воду, а также на палубы кораблей оди ночного базирования, в том числе на ходу и при качке. При отказе двух двигателей он отработал посадки без пробега с по ниженными оборотами винта. Бездет нов исследовалпричины самовыключения двигателей зимой, последствия отказов автоматических подсистем управления в приборном полёте, определял границы флаттера лопастей на трех типах вер толётов, изучал путевую управляемость соосного вертолёта на режимах авторо- тагщи. Много неприятностей лётчикам доставлял «земной резонанс». БорьбогО с этим явлением занимались многие из вестные учёные. Суть их рекомендагщй сводилась к тому, что надо уменьшать общий шаг и гасить колебания за счёт ра боты амортизагщонных стоек шасси. В соответствии с этими рекомендагщями во время испытаний Н.П. Бездетнов при вознгікновенгш «земного резонанса» вы ключил двигатели, уменьшил общий шаг, но понял, что вертолёт можно потерять. В течение нескольких секунд он ушёл от «земного резонанса» увеличением обще го шага, что сопровождалось быстрым уменьшением оборотов винта. Так был найден новый эффективньт способ борь бы с «земным резонансом», при котором вертолёт быстро проходит диапазон ре зонансных частот. Большую работу провёл Н.П. Бездет нов по расишренгію маневренных возмож ностей соосных вертолётов, что весьма 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz