Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Валерий Алексеев . ния генеральского звания и преобразования ее полка в гвардейский, подала в ЦК ВКП(б) жалобу на командующего Авиацией дальнего действия А.Е. Голованова. В результате проведённого расследования жалоба была признана заведомо ложной, после чего Гризодубова была выведена из состава АДД, а её дело было решено передать в воен­ ный трибунал (исходя из текста в указанном источнике, дело в трибунал передано не было). Полк же Гризоду­ бовой, под командованием её бывшего заместителя, уже через несколько месяцев был преобразован в 31-й гвар­ дейский бомбардировочный полк. С 1946 года полковник B.C. Гризодубова —в запасе. После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения «Вега») по лётной части. Её подразделение проводило испытаниярадиоэлектрон­ ной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испыта­ тельных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17радиолокационного оборудования. В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно­ испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года. 6 января 1986 года за большие заслуги в развитии авиации удостоена звания Героя Социалистического Труда. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11). Награждена орденами: Ленина (дважды), Октябрьской революции, Отечественной войны 1-й степени (дваж­ ды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды; медалями. Депутат Верховного Совета СССР в 1937 —1946 годах, Почётный гражданин города Пенза. В 1954 году совсем молоденькой девушкой Инна пришла в астраханский аэроклуб, освоила спортивный са­ молёт Як-18 и была допущена к полётам. Затем она училась в экспериментальной группе Центральной планер- но-вертолётной школы, состоящей только из девушек. После окончания с отличием учебы Инна Копец осталась работать в школе лётчиком-инструктором по обучению полётам на вертолёте Ми-1. Когда я училась в 9 классе - это было в 1955 году в Астрахани - наши ребята записались в аэроклуб, а нам сказали: «Девчат там не берут!». Однако нас приняли, но закончила аэроклуб из десятерых поступивших девушек только я одна. В аэроклубе летала на планерах БРО-9, А-1, А-2, самолёте Як-18. Первые же само­ стоятельные полёты помогли утвердиться в мысли, что это всё действительно моё, что жизнь моя отныне связана с авиацией, как говорят, «до белой берёзки». - Вертолёт я увидела впервые в 1956 году на аэроклубовском аэродроме. Обойдя его со всех сторон, подума­ ла: «Ну и каракатица!». Однако «каракатица» эта чем-то запала мне в душу... 1957 году я поступила в Центральную планерную вертолётную школу на вертолётное отделение, куда нас - пятерых девушек взяли «для эксперимента», посмотреть, могут летать на вертолётах (тогда это был Ми-1) женщины или нет. Затем я стала работать в этой же школе лётчиком-инструктором, мои первые выпускни- ки-вертолётчики поехали работать в Тюменский регион, осваивать месторождения нефти и газа. На вопрос: «Трудно ли быть лётчиком-инструктором, где в основном работают мужчины?» — Инна Андреевна отвечает: «Меня уважали не за красивые глаза, а за умение летать не хуже пилотов-мужчин. Курсантов я обучала на вертолёте Ми-1 - первенце отечественного вертолётостроения, и это была довольно сложная машина. На Ми-1 ты сам и командир, и борттехник, и штурман, и радист. Но в этом есть и большие плюсы. Все эти спе­ циальности я освоила в совершенстве. Технику могла к полёту подготовить с закрытыми глазами, а в полёте вертолёт чувствовала каждой клеточкой кожи. И он меня ни разу не подвёл. Помню, как один из первых лёт- чиков-испытателей вертолётов ГосНИИГА Фёдор Иванович Белѵшкин однажды сказал мне: «Инна, сможешь летать на Ми-1 - будешь летать на любом вертолёте!». Каждый полёт доставлял мне радость. Хотя, честно скажук лётная работа —не женское дело. Я сразу это поняла, но порвать с небом, с вертолётами уже не могла. Они стали моей судьбой». 1962 году я перешла на работу в Астраханский отряд гражданского авиации. Продолжала летать на вер­ толёте Ми-1, выполняя заказы геологов, аварийно-спасательные и санитарные задания. С вертолёта мы про­ водили обработку арбузных полей и виноградников, наши машины обслуживали строительство газопровода Средняя Азия - Центр. Были даже вылеты на острова Каспийского моря для обследования лежбищ тюленей. Инна Андреевна Копец одна из первых вместе с пилотами гражданской авиации осваивала вертолёт­ ную технику. В ОДНОЙ из КНИГ35так сказано про её работу в то время: «Вся Астраханская область знает и любит трёх подруг, тружениц санитарной авиации: пилотаМи-1 Инну Копец, медицинскую сестру Веру Пимушкину и врача Любовь Николаеву. Многие обязаны им здоровьем и жнз- 35 «Гражданская авиация СССР», издательство «Транспорт», М:, 1967 г. 428

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz