Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

Карен Агамирзоев апреле-мае 1918 года телеграммы из центра страны шли все строже: «В Се­ верной области тоже голод - не направлять;.. .с провокаторами расправляться беспощадно; ...Ни в коем случае не направлять эвакуируемых военнопленных в прифронтовую полосу; ...Остерегайтесь провокационных телеграмм; ...Раз­ решения на возвращение на Родину выдаются только народным комиссаром Красного креста и беженцев; ...Сообщение Центральной комиссии по делам беженцев и военнопленных (Москва) ...в районах пропускных пунктов в при­ фронтовой полосе огромное скопление военнопленных ...Немцы не могут сразу всех принять. Среди военнопленных и беженцев голод и эпидемии.,.»130. Одновременно Олонецкий губпленбеж вел переписку с Австро-Венгерским Союзом рабочих и крестьян о судьбах бывших военнопленных 131. Кроме того, Олонецкий губпленбеж оказывал содействие членам германской комиссии попечения о военнопленных, которые действовали в РСФСР по условиям Брестского договора132. Так продолжалось вплоть до начала сентября 1918 года. По указанию Цен­ тральной комиссии по делам беженцев и военнопленных Олонецкий губплен­ беж объявил о прекращении своей работы. Объявлялось о формировании двух последних эвакоэшелонов с военнопленными на Родину: 29 сентября и 10 октября 1918 года. Все военнопленные, скопившиеся в Кеми и Петрозавод­ ске, а также на ст. Званка, были сгруппированы на 4 направления: в Литву, в Прибалтийский край, в Царство Польское, в Белоруссию. Военнопленным раз­ решалось при посадке иметь багаж не более 5 пудов133. Ликвидационная коллегия по завершению строительства Мурманской же­ лезной дороги работала с июля 1918 года по май 1919 года134.Закончилась мно­ голетняя эпоха беспримерной стройки тысячеверстной магистрали в условиях Крайнего севера силами ручного труда рабочих и иностранных военноплен­ ных, костями которых усеян весь путь на север. Дальнейшая судьба достройки Мурманской железной дороги перешла в руки советской власти. Главных геро­ ев строительства железной магистрали ждали новые испытания 20 века. Заключение Завершился очередной этап исследований КГИПО «Стерх» по изучению фондов Национального архива Республики Карелия, связанных с жизнью и деятельностью военнопленных германской и Австро-Венгерской армии. Бо­ лее 90 лет назад в марте 1915 года на безжизненных пространствах Северо- Запада России началось беспримерное сооружение самой северной в мире тысячеверстной железнодорожной магистрали. Сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурман­ ска было открыто 3 ноября 1916 года (по старому стилю) после торжественной смычки двух участков с севера и с юга. Смычка произошла на 537 версте от Петрозаводска на перегоне между ст. Амбарная и ст. Боярская, пикет № 618 (в районе современной станции Пояконда Октябрьской ж.д. - прим. А.К.М.). 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz