Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 5. Т-Я / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 282 с. : ил., портр.
Архангельска в г. Александровск с припиской к порту Мурманска (см.). В 1926 г. на зимний траловый промысел вышли все двенадцать судов, а у мыса Варничного в Мурманске забиты первые сваи причалов рыбного порта. В начале этого же года все траулеры были оснащены радиостанциями, и к 1932 г. район тралового лова рыбы простирался от о. Медвежий (см.) на западе Баренцева моря до Новой Земли - на востоке. В это время флот располагал 46 судами, а к 1938 г. - 70 траулерами, обеспечивая рыбной продукцией не только Мурманскую и Архангельскую, но и центральные области России. Вспоминая о первых рейсах тралового флота, капитан траулера «Треска» Ф. М. Михов (см.), открывший Заколгуевский промысловый район, писал: «Техника лова была несложна. Трал выбирали на палубу руками, то есть вся вахта во главе с капитаном или штурманом становилась вдоль борта и, приноравливаясь к волне, под напев «Дубинушки» тащили сети». Но уже в 1923 г. капитан С. П. Леонтьев (см.) впервые стал применять лебёдку для подъёма трала. В период начального развития тралового лова на Мурмане затраты на оборудование принципиально новых добывающих судов были доступны только капиталисту. Как сообщал печатный номер «Спутника Помора» 1913 г., иностранный траулер приносил доход приблизительно в 5-10 раз больше, чем поморское судно. Единственным недостатком тралового лова перед ярусным (см.) была сложность тралений на неровных каменистых участках дна - трал успешно работал только на ровных илистых или песчаных грунтах. Зато траловый промысел не требовал ни наживки, ни тихой погоды. Обширные пространства с гладким дном, удобным для работы с тралом, моряки назвали промысловыми банками , которые обозначали отдельные столообразные подводные возвышенности. Впоследствии для удобства ведения промысловых советов банками стали называть любые промысловые районы, в которых отмечаются постоянные концентрации рыб. Траловый промысел и его объекты подробно исследовались в первой четверти ХХ столетия и ленинградским Институтом по изучению Севера, имевшем научно-промысловую станцию в губе Порчниха, и московским НИИ рыбного хозяйства (см. ВНИРО). В настоящее время Тралфлот стал едва ли не единственным крупным рыбодобывающем объединением крупнотоннажных судов, оснащённых донными и пелагическими орудиями лова. Пресс тралового промысла приобрёл такие масштабы, что стал угрожать подрывом рыбных запасов и негативным воздействием на морские экосистемы (см.) СЛО. В связи с этим международное сообщество принимает юридические меры, контролирующие промысловое изъятие рыбы, квотирование уловов и ряд других мероприятий, не очень успешно противостоящих инерции потребительского отношения промышленности и бизнеса к эксплуатации природных ресурсов (см. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС). [15, 83, 788, 911]. ТРАНЗЕ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1886-1961) - морской офицер; выходец из балтийских дворян; участник ГЭСЛО (см.), в которой 943
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz