Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.
и культуры первого древнерусского населения, которое проживало на Европейском Севере до прихода сюда русских колонистов. В ходе переписи населения 2002 года 6,5 тыс. жителей Архангельской обл., включая губернатора Анатолия Антоновича Ефремова (1952-2009), поддержали эту точку зрения. В 2003 г. была зарегистрирована национально-культурная автономия поморов, а год спустя - община поморов на правах коренных малочисленных народов Севера. В противовес этому, официальные этнографические исследования предоставили свидетельства того, что поморы давно утратили свою хозяйственную специализацию, культурные особенности, особые поморские говоры, массовые старообрядческие традиции (см. ДПЦ). На самом деле, своеобразное «реанимирование» поморов как группы и их движение за национально-культурную автономию исходят из особенностей общественно-политической ситуации в Баренцевом Евро-Арктическиом регионе (см. БАРЕНЦ-РЕГИОН). В последние годы Архангельская обл. стала активно включаться в контакты со странами Скандинавии, что сделало областной центр национальным символом Поморья; возник проект создания Поморско-Ненецкой республики, которая объединила бы Мурманскую, Архангельскую области и Ненецкий АО в единый субъект РФ. Такие гиганты, как ЛУКОЙЛ и Роснефть (см.), развернули здесь активную деятельность с целью напрямую поставлять добываемые энергоносители на рынки Европы и Северной Америки. Но поскольку международные финансовые институты отказываются от проектов договорных отношений без согласования с традиционными землепользователями - «коренными народами» - возник вышеизложенный вызов, утвердившись в котором, поморские общины могут рассчитывать на солидные дивиденды. Актуализация локальных идентичностей и концентрация политических интересов на уровне малых этнических сообществ тем не менее доказали свою действенность. Дискуссия на тему противостояния государственных и региональных интересов (см. СЕМУШИН ДМИТРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ) потребовала взвешенного решения на основе концепции «арктической солидарности» регионоведения, преподаваемого в САФУ (см. ЛУКИН ЮРИЙ ФЁДОРОВИЧ. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АРКТИЧЕСКОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ). КУЛЬТУРА: ОТЛИЧИЕ ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Культура как и цивилизация понимается специалистами по-разному в зависимости от некоего подобия контент-анализа (количественны й анализ т екстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных формальны х закономерностей). В нашей интерпретации культуры, в её главных отличиях от цивилизации присутствуют субъективизм и нравственность, отсутствующие в главных принципах цивилизации, которой свойственна научно-технологическая объективность, лишь в своей практической применимости через социумы приобретающая положительную или отрицательную нравственную составляющую, например, при использовании научных открытий в военных и мирных целях. 544
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz