Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.
МЕРЯЧЕНИЕ). Свидетельства передачи информации через огромные пространства, её сохранения на длительное время и извлечения в соответствующей ситуации существуют в космологических воззрениях народов Арктики, этика и эстетика которых исходят из понимания места человека в пространствах биосферы, социосферы и космосферы. Феномен духовной связи с местом рождения проявляется прежде всего в песнопениях, превозносящих красоту родной природы, места жительства, родных людей, образа их жизни. КУЛЬТУРА: ЗАЩИТА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ. В отличие от интенсивного использования природных богатств «большим братом», малые народы ориентированы на экстенсивное, щадящее воздействие на окружающую среду. Это связано не только с «технической отсталостью» аборигенов, но и традиционными правилами их жизни, уникальной формой культурной адаптации в рамках семейно-родовых традиций кочевания, стереотипов межличностных и общественных отношений, способов разделения труда в семье и передачи навыков подрастающему поколению. Традиционные знания и мировоззрение предков являются ментальной основой реального образа жизни и тесно связаны с его материальными знаками освящения жизненного пространства. К священным местам относятся особо примечательные элементы ландшафта (см.) - возвышенности, реки, озёра. К священным местам принадлежат захоронения предков, как отдельно стоящие, так и семейные, родовые кладбища. Родовые священные места расположены по маршруту кочевания, на них нельзя охотиться, рыбачить, ловить рыбу, собирать ягоды, шуметь. Правила поведения и ритуалы, совершаемые на священных местах, необходимы для поддержания нравственной связи человека с окружающей средой и предками через художественный мир духов. Необходимо отметить, что в большинстве северных регионов до сих пор нет альтернативы экологически сбалансированным традиционным методам природопользования, которые соответствуют уровню биологического разнообразия и продуктивности локальных культурных ландшафтов . Именно их приоритет есть непременное условие экологически безопасного устойчивого развития Арктики. Лишь в этом случае можно оптимизировать этносоциальные и демографические процессы, ставя местное население в самые выгодные условия. Забота о сохранении коренного населения со стороны государства и понимание самими коренными народами своей ответственности за будущие поколения оказался наиболее эффективным способом выживания. КУЛЬТУРА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА. Из докт. диссертации Елены Юрьевны Терещенко «Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология» (2017) следует, что формирование культуры на Кольском п-ове началось в VI тысячелетии до н. э., концентрируясь в местах впадения в море рек Печенга, Западная Лица, Рында, Харловка и на п-ове Рыбачий (см.). В эпоху неолита (5-3 тыс. до н. э.) культура испытала влияние перемещавшихся на север с 6 по 3-2 тыс. до н. э. 542
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz