Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.

рассудительность, отсутствие болтливости, что с первого взгляда кажется замкнутостью; в нём нет и признаков лукавой хитрецы и подобострастия, свойственных в большей или меньшей степени крестьянину остальной Руси по отношению, например, к чиновному люду: с последними он снисходительно деликатен» (см. УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНЫХ ПОМОРОВ). [50, 258, 490, 679]. КУЛЬТУРА: ГЕОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦИРКУМПОЛЯРНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ. Исторически сложившийся региональный тип культуры, состоящий из сосуществующих традиционных культур коренных народов (см. ЭТНОСЫ), обладает своеобразием, усиленным суровостью окружающей среды. Провозглашение культа труда как основы гармоничного баланса между человеком и природными процессами пронизывает всё фольклорное наследие и этнопедагогику народов Арктики. Их нравственный кодекс разнообразен и суров. Для мужчин считается постыдным бояться неизбежной смерти, просить пощады у врага или милостыню у соплеменников, предавать, воровать, жадничать, хвастаться, ругаться, бояться выйти в море в непогоду, опрокинуться с лодки в гавани, умереть, не убив ни одного врага, лишиться выносливости раньше других, не предложить лучшую долю добычи товарищу, проявлять нежность к жене в присутствии кого-либо; торговаться самолично: продажа всегда должна осуществляться через третье лицо, которое и определяет цену. Для женщины считается постыдным неумело исполнять большое разнообразие хозяйственных и женских работ, не уметь танцевать... Культура достоинства формирует личность, способную в малопредсказуемых условиях автономной жизни в Арктике не мешкая находить решения в острых ситуациях. Выработанный эволюцией кодекс поведения заложен в основы этнопедагогики, фольклорного и культурного наследия, передающего подрастающим поколениям основы духовной жизни. Геокультурные знания передаются преимущественно изустными способами в актуальной трудовой и житейской практике. Обычная школа не имеет таких механизмов воспроизводства историко-эволюционного смысла геокультурного воспитания, культуры достоинства кочевника, не нацелена на обеспечение преемственности системного пространственного воображения, характерного для открытых ландшафтов (см.) Арктики. У арктического человека наблюдается «феномен сонастроенности на пространство», своеобразный ритм связи с природой. Юрий Рытхэу (см.) сформулировал этическое кредо для северного человека, для которого место обитания - это «живая часть собственного существа, часть сердца, души. Для него север - это воля и надежда». Восприятие красоты исконной земли представляет эстетическую основу геокультурных ценностей. Геоинформационная среда Севера влияет на формирование сенсорных способностей арктического жителя. Энергоинформационные процессы происходят через нераспознанные до сих пор передающие каналы и структуры, одним из трансляторов которых может быть психика проживающего за пределами Полярного круга (см. 541

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz