Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.
привязаны к временам года, удачной охоте. Отмечаются праздники животных: медведя, кита, моржа. На о. Вайгач (см.) были обнаружены идолы, не уступающие образцам с о. Пасхи. Установлено, что народы Югры (см.) и самоядь приносили своим покровителям жертвы. Китовая аллея на Чукотке (см.) также служила местом жертвоприношений и исполнения обряда инициации. Арктика стала родиной мезенской росписи - одного из самых древних художественных промыслов Севера (см. МЕЗЕНЬ), а Холмогоры - центром высокохудожественной резьбы по мамонтовой и моржовой кости. Создание шедевров архитектуры (сожжённый англичанами собор в Коле и сохранившаяся церковь в Варзуге - см.), песенный фольклор беломорского населения Терского берега и Холмогор (см. ФОЛЬКЛОР БЕЛОМОРЬЯ), мастерские изделия из дерева, ткани, кожи и др. материалов стали огромным вкладом в арктическую культуру. Сказки народов Крайнего Севера представляли собой варианты самобытных русских сказок, в них был сосредоточен большой воспитательный потенциал (см. ЭТИКА ПОМОРСКОЙ СЕМЬИ). В Поморье были выработаны наиболее целесообразные и художественно значимые архитектурные формы - шатровые храмы, достигавшие большой высоты (см. КОЛА. СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ). Эти храмы не принадлежали византийской традиции, и высшая церковная иерархия смотрела на них с неодобрением. Но вековые шатровые постройки «деревяна верх» стали излюбленной формой этнической архитектуры. В отличие от великороссов поморы не огораживали свои дома заборами, так как воровства в Поморье никогда не было (хотя тяжкие преступления, связанные с убийством, имели место - см. ГВОЗДАРЁВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ). Уход в мир иной тоже обставлялся по- своему. По достижении 30-летнего возраста каждый помор делал себе гроб, который хранил обычно на повети или чердаке. После смерти и отпевания гроб с покойником выносили из дома через поветь, но ни в коем случае не через входную дверь. По пути на кладбище обязательно нужно было перенести гроб через ручей или речку. На поминки родственники приносили к окошку в гробнице еду, окуривали могилы дымом («грели» покойников), били глиняную посуду и выполняли другие языческие действия. В отличие от великорусской традиции поморы не ставили на могилы крестов. Большой резной крест «всех усопших» с религиозными надписями располагали посреди кладбища или у его входа (см. ПОМОРСКИЕ ОБЫЧАИ). Считая себя «истинно православными», поморы, в то же время, не слишком утруждали себя посещениям храма, служба в церкви рассматривалась как одна из мирских служб. Эти обыденности сыграли определённую роль в возникновении и развитии на Севере старообрядческого движения (см. ДПЦ). Этнограф Владимир Насоновский в «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера» (1910) сравнивает брутальную психологию северных представителей сильного пола: «Это не мужик, а князь. Ни иго татарщины, ни иго крепостничества, ни иго удельного чиновничества не исковеркало его души. Основные черты его характера: независимость, прямодушие, сознание собственного достоинства, спокойная 540
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz