Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).

156 сцена «вписывается» в общую концепцию, заданную автором драматического произведения, насколько точно отвечает режиссерскому замыслу, настолько удачен будет спектакль. Истинным искусством оформления сцены владеет главный художник Драматического театра Северного флота заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии МАССР Раиса Сергеевна Чебатурина. …Путь к флотскому театру у Раисы Сергеевны был довольно непростым. В детстве она, урожденная москвичка, оказалась в Грузии. Это было в 1946 году. Здесь окончила художественную школу. Ей повезло на учителей – выпускников Тбилисской академии художеств В. Замтарадзе и Н. Месхи, впоследствии известных живописцев. Вообще Тбилисская академия пользовалась в СССР широкой известностью, грузинские художники славились тонким вкусом, только им присущим оригинальным мастерством рисунка. Правда, когда Раиса Сергеевна вернулась в Москву и продолжила учебу в Московском художественном училище, немало хлопот ей доставила эта уже впитавшаяся в кровь «грузинская манера». Пришлось переучиваться. В 1965 году молодая художница по распределению попадает в Йошкар-Олу, столицу Марийской АССР. С этим городом, «марийским» периодом жизни и работы у Раисы Сергеевны связаны самые светлые воспоминания. - В республике всегда придавалось большое значение развитию культуры, профессионального и самодеятельного искусства, в частности, театрального. В Йошкар-Оле несколько театров, в том числе прекрасный музыкальный. В нем я работала главным художником, но несколько позже. А сразу после распределения некоторое время трудилась художником по костюмам, потом стала сотрудничать с национальным хореографическим ансамблем «Марий Эл». С какими интересными людьми довелось мне здесь познакомиться! Это солист Большого театра Ю. Жданов, известный российский композитор А. Эшпай… Большую роль в моей судьбе сыграла известный постановщик восточных танцев Элеонора Грикурова (в свое время ее искусству рукоплескали зрители в Индии, Египте…). С ней мы подружились. И однажды она буквально за руку привела меня к директору оперного театра и сказала: «Хотите заполучить для театра хорошего художника? Вот она…» Директор поверил ей. Но мне пришлось год «стажироваться», а проще говоря – работать бесплатно, доказывая свою творческую состоятельность. Не будет преувеличением сказать, что именно этот «бесплатный» год (приходилось подрабатывать, чтобы хоть как-то кормить семью) был для Чебатуриной той точкой отсчета, с которой и началась, собственно, ее творческая биография. И какая!.. - «Замахнулась» я тогда на оформление национального балета «Лесная легенда». Опуская подробности, скажу лишь: именно за эту работу мне была присуждена Государственная премия Марийской АССР. …События «длиною в жизнь», конечно, не осветить в одном газетном материале. Уже около двадцати лет Раиса Сергеевна работает главным художником Драматического театра Северного флота. Как часто бывает, помогла случайность. В начале 80-х годов прибыла Чебатурина по делам, связанным с приобретением театральных костюмов, в Мурманск. Познакомилась с тогдашним главным режиссером флотского театра И. Шойхетом. Тот и предложил художнице перебраться в Заполярье… За неполные два десятилетия творческой деятельности в Драмтеатре СФ, конечно, всякое бывало – и хорошее, и плохое… Но из этого периода особо выделяет она свой вклад в постановку спектакля «Пер Гюнт» по пьесе знаменитого норвежского драматурга Г. Ибсена.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz