Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).
150 Будучи режиссером, Фекете однажды довелось совмещать обе профессии, и этот опыт ему не понравился: - Когда я работал в челябинском драматическом театре мне пришлось играть секретаря райкома партии в моем же спектакле «Тревога». Тогда заболел актер, и я его заменил. Но во мне сидел режиссер, который контролировал каждого из артистов. В одной из сцен я сидел во главе стола, рядом члены бюро, как всегда это было в советские времена. Я говорил свой текст, но не мог избавиться от мысли: «Как же плохо он сейчас сказал, абсолютно без выражения. Ну как она может так пищать, неужели нельзя разговаривать в среднем регистре? Все так неправдоподобно!» А потом был мой монолог, в котором я воспитываю всех остальных. Актеры тогда не поняли, кто их отчитывал - герой постановки, как того требовала роль, или все-таки режиссер, недовольный игрой актеров. Наверное, и сам Юзеф Васильевич не совсем понял это. Но после того спектакля осознал, что режиссер в нем всегда будет подавлять актера. Но в отличие от того героя юбиляр умеет находить правильные слова для своих актеров, когда ставит им задачу. Ведь даже будучи безусловным лидером в этом творческом коллективе, он признает, что без помощи своих артистов да и всех сотрудников театра, которые уже стали одной семьей, вряд ли ему удалось бы добиться больших успехов. Кстати, о семье. Юзеф Фекета долгое время был убежденным холостяком. И уж ни в коем случае не хотел жениться на актрисе: слишком много видел примеров, где супруги режиссеров переиграли все главные роли в театре, не имея большого таланта. К тому же это так банально. Но потом он встретил Наталью Дмитриевну. - Талант, красота, невероятное обаяние на сцене! Тогда я подумал, что уж если жениться на актрисе, то только на такой, - объясняет Юзеф Фекета. - Она очень тонко чувствует актерскую фальшь. У меня глаз уже замыливается, а она замечает все. Иногда она дает советы, а я «включаю» режиссера и говорю, что сам решу, как лучше. Наталья Дмитриевна ведет себя мудро, не спорит. А потом ведь все равно понимаю, что она была права. Уже больше 30 лет они счастливы вместе и в семейной жизни, и в профессии. У них две дочери. Одна - физик, доктор философских наук, сейчас работает в Канаде, а вторая пошла по стопам отца и стала режиссером. В свои 75 Юзеф Васильевич может назвать себя счастливым человеком, который к тому же не боится постареть: - Старость - это когда художник уже ничего не может делать, а пока творит, он молод. Но художник, если он настоящий, должен хотеть работать всегда. Получается, что он не может состариться. Вот и весь секрет молодости. А. Вихрова Мурманский вестник. – 2016. – 16 апреля. – С. 13. Цылева О. «СЦЕНА ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ» - Ольга Николаевна, расскажите о вашей работе над спектаклем. - Начинается, конечно, все со сценария и пьесы. После первого прочтения у меня какой-то образ уже рождается, после чего происходит общении с режиссером. Мне не нужно, чтобы он мне сказал, какие декорации должны быть на сцене, это моя работа, мне надо, чтобы он мне объяснил, что он этим спектаклем хочет выразить. Вот эту его идею я и стараюсь оформить художественными средствами. После того разговора я снова пьесу перечитываю. Потом идет этап подробного изучения – где события происходят, в какую эпоху, в какой обстановке. Например, мы ставим спектакль со сценами в тюрьме. Для меня лично эта тема не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz