Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).

136 Роль замечательная! Была она выстроена режиссером Юзефом Фекетой с немалой долей риска, на грани фола, что называется. Шаг вправо, шаг влево – неминуема эстетическая промашка: пошлость, а то и вовсе скабрезность. Но опытный комедийный актер так филигранно обошел все узкие места, что нельзя было не насладиться творческой раскованностью – высшим пилотажем исполнительского мастерства. От воспоминаний о «Лесе» отвлек очень знакомый голос: проводник нашего вагона разговаривал с интонациями все того же… Счастливцева, то есть актера Новодворского. Да и внешне смахивал на Николая Ивановича: эдакая народно-интеллигентская моложавость, предупредительная пластика движений. То ли проводник этот был артистичен, то ли Николай Новодворский демократичен… А может, это и есть та подлинность искусства, когда артисту удается в образе воплотить истинно народное, житейское? Когда художественное и человеческое сливаются воедино? Он один из нас. Такие ездят в троллейбусах, ходят в магазин, посещают библиотеки и выставки. К нему испытываешь особый род зрительского доверия. Николай Иванович Новодворский родом из крохотной деревеньки под Кемерово. По жизни его вела мечта стать настоящим артистом. Поступил в Красноярское театральное училище, но забрали в армию. Там освоил работу бухгалтера. Мог бы преспокойно всю жизнь проходить в нарукавниках, со счетами, но вернулся в училище. Потом, как водится, помаялся по театрам: Канск, Пермь… Собрался в Кокчетав, багаж уже собрал, а тут, как в картах, перемена участи. Мурманскому театру Северного флота срочно потребовался Пастушок в первом спектакле Юзефа Фекеты «Свалка». Внешность молодого Николая для этой роли очень подходила. Уговаривать его вербовщикам на бирже долго не пришлось. И багаж изменил направление: из Кокчетава в Мурманск. Приехал на Север в сентябре 1989 года. Проникся красотой рябиновых аллей, теплыми еще закатными вечерами на проспекте Ленина. Понравился и театр. Труппа сплоченная, много настоящих, преданных сцене профессионалов, ищущий и требовательный главреж. Новодворский остался и вот уж четверть века служит во флотском театре. Послужной список богатый, более сорока ролей. Большей частью яркие, запоминающиеся эпизоды. Один Пуговичник из «Пер Гюнта» чего стоит: дрожь пробирает от встречи с таким полумистическим персонажем. Из последних работ, безусловно, запоминается Еврей-покупатель в драме «Элькино золото». Как любовно этот старый больной человек притрагивается к каждой выцветшей старинной вещице в магазине: за скупым жестом угадывается судьба. Вот такая лампа горела в его доме, когда он был совсем маленьким; вот на такой кушетке он сиживал, болтая ногами, мальчиком… Но жизнь прожита, и прошлое лишь сон. Что бы ни играл Новодворский, это всегда попадало «в яблочко», становилось маленьким актерским шедевром. Спектакль в целом мог вызвать и сопротивление, но то, что исполнялось «королем эпизода», заслуживало, на мой взгляд, лишь комплиментов. «Новодворский – воск. Работать с ним легко. Он абсолютно четко выполняет все поставленные задачи», - не раз объяснял секрет сценического успеха артиста Юзеф Фекета. Рано или поздно судьба делает новый поворот. А что-то в ней приходит к завершению. Нынешний сезон театр Северного флота проведет без Николая Новодворского. Судьба диктует свой маршрут: с Севера – в Сибирь, домой. Как знать, может быть, артист еще доиграет свое в сибирских театрах? Во всяком случае, хочется от души пожелать ему этого: заслуженный отдых подождет!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz