Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).
134 свою жизнь сцене?! И когда начал посещать артистическую студию, созданную в родной Таре на омской земле московским энтузиастом Евгением Павловичем Просветовым, тоже не думал, что это – судьба!.. Но сначала был фронт. На войну ушел добровольцем. Осталась в памяти зима 41-го. Тогда в окопах под Москвой комсорг подразделения разведчик Алексей Найчук понял важное: нет предела энергии и воле, жизнелюбию и стойкости нашего народа, когда решается судьба Отчизны. Люди раскрывались с неожиданной стороны. И сам себе удивлялся: удесятерялись, казалось, силы. Шутил, «травил» байки, чтобы поддержать товарищей. Только обдумывал тогда поэт Александр Твардовский свою знаменитую книгу о бойце. А в «творческой копилке» будущего актера Найчука уже подбирался «строительный материал», из которого родится позднее его Василий Теркин. С фотографии из-под солдатской каски смотрят такие лукавые, такие знакомые глаза. Готовая иллюстрация к поэме! Там, в окопах, подглядел он этот взгляд и русскую удаль. Его самого, как и его будущего героя, посещали думы о жизни и смерти, когда, провоевав недолго, ехал он в тыловой госпиталь с раздробленной кистью руки. Что делать дальше? Окажись Теркин в такой же ситуации, возможно, тоже пошел бы в сельскую школу военруком, снискал бы преданную любовь ребятишек военной поры. И тоже, может статься, оказался бы в числе новоявленных актеров-энтузиастов (среди которых, кстати, был столь знаменитый теперь Михаил Ульянов) Военное поколение взрослело рано. Относилось к делам, которые надлежало свершить, серьезно. Серьезен был и выбор Найчука. Театр давал возможность говорить о жизни, в которую война внесла какую-то важную поправку. Об этом сказать было необходимо. И он говорит об этом около сорока лет. Актерские возможности Алексея Федоровича Найчука многообразны. Он находил краски для характеров контрастных. Скажем, для мятущейся, по-своему талантливой натуры Прохора Громова из «Угрюм-реки» В. Шишкова и для отупевшего от сонного безделья купца Курослепова из «Горячего сердца» А. Островского. Но была и есть в творчестве Найчука своя тема – тема социально активного героя – солдата революции, солдата Великой Отечественной, солдата мирных дней. Швандю из «Любови Яровой» К. Тренева, Алексея из «Оптимистической трагедии» В. Вишневского, Платонова из «Океана» А. Штейна, Мазанова из «Торопись успеть» Л. Крейна, Громова из пьесы С. Смирнова «Люди, которых я видел» и еще многих его героев можно поставить в этот ряд. Они значительны, красивы. Каждый воспринимался зрителями как живая реальность, завоевывал безоговорочную симпатию, вызывал у зрителей чувство личной ответственности за все происходящее на земле. Н. Флорова, помощник главного режиссера по литературной части театра Краснознаменного Северного флота Полярная правда. – 1985. – 15 мая. – С. 4. (В сокращении) О БЕССМЕРТИИ На стенах мурманских домов установлено более 70 мемориальных досок. Но среди них нет ни одной, по священной актеру или художнику. Осенью этого года на проспекте Героев-североморцев появится первая мемориальная доска в память о народном артисте РСФСР, актере театра Северного флота Алексее Найчуке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz