Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).

132 Концертные выступления Москалевского, в которых он читает композиции по стихам военных поэтов С. Орлова, С. Слуцкого, А. Твардовского, К. Симонова, С. Гудзенко – зов сердца. Программа так и названа – «Память сердца». Вместе с «однополчанином» по военному театру Сергеем Садиковым они исполнили композицию «Помни войну!»… Н. Флорова, помощник главного режиссера по литературной части театра Краснознаменного Северного флота Полярная правда. – 1985. – 15 мая. – С. 4. (В сокращении) СЧАСТЬЕ АРТИСТА Зимой и летом, в ночную пургу и при незаходящем северном солнце отмеряет километры дорог театральный автобус. Его ждут в гарнизонных домах офицеров флота, на кораблях. Ждут зрители – военные и штатские… Они ждут от встречи со спектаклем прикосновения к прекрасному. Об этом всегда помнит заслуженный артист РСФСР Игорь Григорьевич Москалевский. Около тридцати лет трудится он в Заполярье. Его имя занесено в Книгу почета Мурманской области. …Балагурит и шутит его Терешка-Колобок из спектакля «Трибунал» по пьесе А. Макаенка. Будто и войну он представляет шутейно, несерьезно. Но за этим большая мысль – стремление утвердить героя, с виду негероического, но способного на подвиг во имя Родины. …Хранит свою старую гимнастерку герой пьесы Р. Феденева «Снеги пали» Мартыныч. Не может он забыть о войне, о ее утратах. Но и о рождавшейся тогда духовной человеческой близости он тоже забыть не может. Потому что и это – человечность, доброта, душевная близость завоеваны в великом ратном труде, которому целое поколение отдало молодость, а то и жизнь. Чьи это мысли – героя спектакля? А, может быть, самого актера? Игорь Москалевский ушел на войну добровольцем, когда ему было только семнадцать лет. Он, как и его любимый Мартыныч, надевает в торжественных случаях награды, среди которых главный для него – орден Славы III степени. И есть определенная закономерность в том, что его судьбой стал именно военный театр. В творчестве Москалевского тема войны, человека на войне варьировалась и трансформировалась, но всегда была отмечена гуманизмом и страстью актерской души. Эти роли у него самые важные, самые любимые. В их создание вложил он кусочек своей души, своей жизни, своего «я». Роли Москалевский, как актер характерный, играл и играет разные, часто контрастные. Трудно найти что-то общее, скажем, между Градобоевым из «Горячего сердца» А. Островского и лейтенантом Шмидтом из одноименной пьесы Д. Самойлова, В. Комиссаржевского и И. Маневича; или между трагичным клоуном Бомом из «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика и бессильным Фаюниным из леоновского «Нашествия». Для множества ролей находил Москалевский оригинальные, неожиданные краски. Ему подвластна драма и доходящая до буффонады комедия. Но в самых разных ролях виден его творческий почерк: предельная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz