Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).

131 Москалевский И. ДУША И СОВЕСТЬ ФЛОТСКОГО ТЕАТРА …Война вносила поправки в судьбы. Задавала тон на всю оставшуюся жизнь. Круто поменял ее в семнадцать лет московский паренек Игорь Москалевский. Ушел добровольцем на фронт. Как можно было поступить иначе, если в армии и отец, и старший брат!? Об отце придет извещение: «Пропал без вести». Брат отдаст жизнь в боях за Сталинград. И отодвинутся куда-то далеко в прошлое азартные футбольные матчи на родном московском дворе, ватаги друзей. Детство и юность оборвутся резко, жестоко. Военное бытие потребует выдержки, ратного умения, физического напряжения. С 1943 года Игорь Москалевский в действующей армии. Сначала в артиллерийском расчете, потом – в кавалерии. В составе 6-го кавалерийского корпуса, входившего в конно- механизированное соединение под командованием генерал- лейтенанта Плиева, дойдет он до Праги. Несколько ранений, контузия и главная награда солдатская – орден Славы III степени. Можно лишь догадываться о душевном состоянии двадцатилетнего человека, инвалида войны, вставшего перед выбором: как жить дальше? Получилось все вроде бы случайно. Мог рисовать. Работал в Московской артели инвалидов Великой Отечественной войны «Художник». Случайно прочитанное объявление о приеме в театральное училище изменило судьбу. Пять лет работал в составе отличной труппы в театре Тихоокеанского флота. И около тридцати – в театре Краснознаменного Северного флота. Военные дороги вплавились в его творчество органично, своеобразно. Рассказывать о себе Игорь Григорьевич не любит. А если говорит, то кратко, схематично. Душа его приоткрывается в сыгранных им ролях людей, прошедших войну. Он знает об этих людях что-то свое, сокровенное, обусловленное не только особенностями его лирико-комедийного дарования, но собственным «я», какой-то ранимостью, обнаженностью души. Таким «человеком без кожи» был его Келин Абабий из пьесы И. Друце «Святая святых» - вечный гвардии рядовой, остро чувствующий малейшую несправедливость, равнодушие; меряющий всех и вся меркой жизни и смерти. Военное прошлое всегда с Мартынычем, которого сыграл Москалевский в пьесе Р. Феденева «Снеги пали», и с его любимым Леонидиком из пьесы А. Арбузова «Мой бедный Марат». В исполнении Москалевского люди, прошедшие войну, - герои. Но в них всегда явственно звучит затаенная трагедия. Она, как осколок в старой ране, всегда напоминает о море людского горя, о годах в окопах… Артиста привлекают характеры людей сложных. Неординарность – его кредо в искусстве. Потому так дорог ему лейтенант Шмидт, сыгранный в пьесе Д. Самойлова, В. Комиссаржевского, И. Маневича. Ничего внешнего, показного не было в облике его Шмидта; он привлекал обостренным чувством долга, интеллигентностью, тонкостью душевных проявлений. С годами изменилось отношение к любимому жанру – комедии. Хочется всегда найти в ней трогательное, даже грустное. Сейчас он с увлечением играет Терешку Колобка в «Трибунале» А. Макаенка. В пьесе необычен жанровый разворот. Это увлекательно: показать героя совсем негероического вида и склада. Ведь и в жизни все перемешано: и драма, и комедия. Даже на войне. Война навсегда стала «болевой точкой» и в театре, и в жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz