Колодка, И. В. Деятельность филиала Ленинградского государственного большого драматического театра им. Горького в Мурманске// Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 102-107

Помимо непосредственной сценической деятельности, театр вел и методико-педагогическую работу. Театром была выделена специальная группа артистов, музыкантов, художников для методического руководства самодеятельным творчеством в Доме культуры им. Кирова. Проводились театром и общественно-политические кампании: юбилейные дни - столе­ тие со дня смерти А.С. Пушкина, для этого кроме лекций и докладов была подготовлена специальная подвижная концертная программа из произве­ дений Пушкина, с которой театр выезжал в отдаленные районы округа. Все спектакли филиала были одобрены идеологическими органами, местная критика была в восторге от «высокого публицистического духа постановок и яркого отражения действительности». Отмечалась и хорошая игра актеров. Театр не обошли стороной разоблачения «врагов народа». Был объ­ явлен врагом народа художественный руководитель филиала БДТ в Мур­ манске Алексей Денисович Дикий. А поддержал обвинение директор и главный режиссер театра С.А. Морщихин, который после А.Д. Дикого ста­ новится художественным руководителем. Вот что он пишет в своей статье в «Полярной правде» 16 января 1938 г.: «...Последние месяцы внимание всего коллектива театра было сосредоточено на борьбе с последствиями вредительства на театральном фронте. Враги народа, пробравшиеся ранее к некоторым театрам Ленинграда и непосредственно к БДТ им. Горького, принесли много вреда. Они умышленно срывали творческие планы, про­ таскивая на сцену чужие нам, враждебные малохудожественные пьесы... Врагу народа Дикому длительное время удавалось творить гнусные под­ рывные деяния. В результате к началу сезона 1937/1938 г. театр очутился без репертуара, без нужных ведущих актеров и материальных средств. Фи­ лиал театра вредители решили ликвидировать и с этой целью завели его в тупик. После возращения из Мурманска филиал не выпустил ни одной но­ вой постановки и остался без репертуара. Он был лишен художественного руководства и четких дальнейших перспектив. Актерский состав стал раз­ бегаться. Была также окончательно подорвана финансовая база театра. Лишь в октябре 1937 года, после разоблачения врагов народа, началась пе­ рестройка работы театра...»1. 15 января 1938 г. открылся второй сезон работы в Мурманске фи­ лиала БДТ, который закрепил свои позиции как постоянного театра- стационара. Перед филиалом была поставлена задача не только показать зрителю свои спектакли, но и утвердить роль театра как активнейшего фактора культурно-политического и художественного воспитания. Выпол­ няя эту задачу, театр должен был создать вокруг себя такую активную об­ щественную среду, которая обеспечила бы дальнейший его рост. Формы этой работы были разнообразны: широкое использование радио, концерты 1Морщихин С.А. Творческие перспективы // Полярная правда. - 1938. - 16 января. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz