История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

О т е х . к о г о ж е В театр пришел зритель. Самый маленький, самый благодарный. Сот­ ни глаз — серых, голубых, черных с нетерпением ожидают начала спек­ такля. Раздвинулся занавес, и нача­ лось увлекательное представление: здесь и зайчнк-попрыгайчнк. и лиса- курятница, серый волк и беззабот­ ный петушок. Сколько' радости при­ носят детям эти встречи с любимы­ ми героями сказок, сколько чувств разбудят они в маленьких детских сердйах! Но прежде чем спектакль увидит зритель, он пройдет долгий и труд­ ный путь. Пьеса принята к поста­ новке, но. пожалуй, первую путевку в жизнь (не считая автора) она по­ лучит из рук режиссера. В настоя­ щее время коллектив театра гото­ вит пьесу-сказку — «Конек-горбу­ нок». В репертуаре театра эта пьеса не нова. Ее отыграли еще четыре года назад. Но главный режиссер театра заслуженный артист Карель­ ской АССР А. Д . Коган стремится по-новому открыть зрителю эту сказ­ ку, донести до него остро социаль­ ный смысл пьесы. Основной акцент спектакля пред­ полагается сделать на столкновении двух сил: добра и зла, царя и Ива- нушкн-дурачка. И чтобы сказка не утратила своего общественного зву­ чания, не превратилась просто в кра­ сивый спектакль, режиссер стремит­ ся показать Иванушку не как пас­ сивного исполнителя волн царя, а как человека, способного воспроти- вігться, взбунтоваться. И, напротив, воля и желание царя идут не от его величия и разума, а от глупости великой. Глупый царь-самодур и умный со­ образительный Иванушка — .вот ос­ новной конфликт пьесы, над вопло­ щением которого и работает сегодня коллектив театра. Качественное ре­ шение пьесы во многом будет зави ­ сеть o r художественного видения режиссера, от того, насколько он су­ меет организовать всех людей, свя­ занных с ее постановкой. А сейчас сказка читается, выясняется ее идея, дается характеристика действующих лиц, объясняются поведение и по­ ступки героев. И в чьи бы руки не перешла дальше пьеса, этапы ее раз­ вития всегда будут в поле зрения режиссера. ...Ворох эскизов, карандашных на­ бросков лежит перед художником театра Е. А. Гренке. Но, прежде чем они появились, •было просмотрело и изучено много фотографии* открыток, иллюстраций известного художника Билибина. Художник вместе с ре­ жиссером ищет внешнее решение спектакля. От его выдумки, фанта­ зии'зависит многое. Силой своего во­ ображения он м о ж е т ' создать на ширме все, что заставляет трепетать сердце ребенка: черное в. белых .пятнах облаков небо и летящего по нему Конька-горбунка, жар-птнцу и хоромы грозного царя. А сколько интересных композици­ онных и цветовых решений может найти художник в процессе работы! Он же творец главных героев пред­ ставления — кукол. Создавая внешность царя, Е. А. Гренке стремится подчеркнуть, от­ дельные штрихи и детали, чтобы вы­ явить в нем наиболее характерное, — жадность, злость, глупость. Но вот эскизы просмотрены, ут­ верждены. В костюмерном цехе ку­ кол уже ожидает Е.1И. Яковлева. Сшить костюм сложно, работа ко­ лаков говорит, что своих героев он ищет в людях. — Вижу челозекз н чувствую, что это имен­ но то, что я ищу. Мой образ — и походка, и жесты, и голос его. И тут оказывается, что мой положительный ге­ рой ходит, слегка по­ вернув голову. Каждый герой пьесы говорит своим голосом, и актеру предстоит оты­ скать его. Долго искал Г. Кротов интонацию голоса купца Пак Тор Се в сказке «Цветок жизни* в тот момент, когда он узнает от” слу­ ги, что Хеи Бу, крестья­ нин, доставший этот цветок, еще не пришел. Можно было оставить купца сидящим на по­ душках. Но этот вари ант не устраивал актера. И только,’ когда Пак Тор Се, поднимаясь, в гневе кричит: «Вон! Чтобы че­ рез два дня был» — и сопровождает свой прн- Главнын художник Е. Гренке (слева) и каз внушительным толч- главный режиссер театра заслуженный артист ком — только тогда бы- КАССР А. Коган з а работой над оформлением ла найдена убеднтель- спсктакля «Конек-горбунок» по сказке П. Ер- ность. шова. . . Фото Б. Соколова. И ™к У кажлого ______________ __________ _ ра. Поиски, поиски — и только одно едннствея- стюмера требует большой аккурат­ ности и изобретательности. Так, в сказке «Аленький цветочек» решено было одеть Аленушку в голубой са рафан и блузку слегка кремоватого цвета. Но на первой ж е примерке выяснилось, что цвета не оттеняют друг друга, а поглощают. Пришлось искать другую цветовую гамму. .Бе­ лый цвет как нельзя лучше гармони­ ровал с голубым. Эффект костюма подчас решают маленькие, неприметные на первый взгляд детали. Кажется, совсем не­ значительную- роль играет отделоч­ ная тесьма, но оранжевая — она- со­ всем не смотрелась на бежевом фоне костюма Аладнна, и только когда ее заменили красной, дополнили ук­ рашениями, вышивкой, костюм «за­ играл». Пока кукол готовят к представле­ нию, столярный цех делает декора­ ции, контролеры и гардеробщики оклеивают их. J. А тем временем актеры вчитыва­ ются в пьесу, знакомятся, из какого материала сделана к у к л а ,. как она устроена технически, вживаются в характер создаваемого образа. Кукловеду важно не только найти характер образа, но и передать его, донести до зрителя. Актер Д . А. Ку- но верное решение. Вот, кажется, и все готово. Начи­ нается монтирование спектакля, установка декораций. Работник сце­ ны должен уметь быстро и аккурат­ но снять и поставить декорации. От его работы во многом зависит ход спектакля. А когда спектакль смон­ тирован и отрепетирован, вступает в" свои права Виктор Проничкин —- осветитель театра. Он «волшебник». Его руки зажигают звезды, заставля­ ю т загореться сказочную жар-птицу. Перед тем, как пойти на суд зри­ теля, - спектакль сдает свой послед­ ний экзамен — его принимает худо­ жественный совет. Члены его стро­ го и придирчиво обсуждают работу коллектива. Спектакль принят. З а л заполняет­ ся сотнями звонких голосов. Юные зрители с нетерпением ожидают, когда поднимется занавес. Каждый новый 'спектакль Мурманского теат­ ра кукол еще шире Открывает детям д&ерь в большое советское искус­ ство. А. АЛЕКСЕЕВА. За ы. редактора Е. Б. БРОИДО,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz