Фаусек, В. А. Материалы к вопросу об отрицательном движении берега в Белом море и на Мурманском берегу / В. Фаусека, действ. чл. о-ва. – Санкт-Петербург : Типография императорской Академии наук, 1891. – 90 с.

доходя до Вороньей луды прерывается и оставляетъ свободный проходъ, шириною въ нисколько сажень, по обЬ стороны кото- раго на кучахъ, сложенныхъ изъ крупныхъ валуновъ, высятся два огромныхъ деревянныхъ креста. Место это — гряда камней съ двумя крестами возле Вороньей луды — у посетителей Соло­ вецкой бк>логической станцш получило назваше «барьера». По сведетямъ , почерпнутымъ проФ. И н о с т р аи ц е вы м ъ у Соло- вецкаго летописца, кресты эти поставлены также въ игуменство Филиппа и, по его м н ен т , «сделаны были съ целью указания Фарватера для входа въ заливъ»54). Еслибы можно бьило найдти точньня доказательства, что Фарватеръ этотъ съ того времени обме- лЬлъ, то тогда существоваше отрицательнаго движешя береговъ было бьи несомненно, такъ какъ въ узкомъ проходе между двумя крестами дно моря сложено изъ большихъ валуновъ, безъ пнри- мЬси песку или илу: это идетъ продолжеше все той же нюдводной гряды камней, изъ которой вымьиты все мелийя, землистыя части. ПроФ. И н о с тр ан ц евъ и приводить ииекоторыя получепныя имъ сведешя, заставивншя его допустить, что Фарватеръ между двумя крестами обмелелъ вследств1е поднятая берега. Онъ сообицаетъ именно со словъ Соловецкихъ старожилъ, что еще на ихъ памяти «въ этотъ Фарватеръ свободно входили значительньия богомоль- чесшя суда»—тогда какъ въ настоящее время черезъ зтотъ про- ливъ не можетъ пройти даже самый малый карбасъ. Последнее сообицеше неточно; всемъ занимавшимся на Соловецкой станцш хорошо известно, что переплыть барьеръ въ пространстве между крестами въ карбасе можно всегда, во всякую воду, въ самый сильный отливъ. Въ приливъ глубина прохода (ближе къ Во­ роньей луде) отъ 5 до 6 Футъ. Я проехалъ здесь въ большомъ, взятомъ на почтовой станцш, карбасе, на которомъ нрйехалъ изъ Кеми, после того какъ уже давно начался отливъ. Въ при­ ливъ же здесь нроходятъ и шняки и, какъ мне сообщали, можетъ пройдти и паровой катеръ монастыря — «Анзерьи». Что же ка­ сается разсказовъ про «значительньия богомольчесшя суда», то это выражеше слишкомъ неопределенное, чтобьн на основанш его 5 8 В. Ф А У С Е К А , МАТЕРИАЛЫ КЪ ВОПР. ОБЪ ОТРИЦАТ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz