Кузнецова, В. Е. Поморская частушка // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - № 1 (72). - С. 57-63.

\ i .illfei У У . щ |!|ii В. E. КУЗНЕЦОВА Поморская частушка Н а Терском берегу с фольклорными изыска- ниями-исследованиями Дмитрий Михайло­ вич Балашов побывал не раз, исходил много сёл —до Варзуги, до Кузомени, до Чапомы дошёл. А до Поноя не добрался. Заворожило песенное село Варзуга песнями поморскими, сказами бы­ линными. Помнили ещё жёнки поморские об­ ряды свадебные, песни венчальные, плачи да при­ четы, приговоры да частушки. Вот и набрались те запевы для книги «Русские свадебные песни Терского берега Белого моря»1. Юлия Евгеньевна Красовская и Дмитрий Михайлович Балашов в книге не только обряды описали, тексты песен дали, но и нотную запись каждой песни записали. Времена пошли другие —и с ростом грамотно­ сти устное народное творчество пошло на убыль. Всё реже звучат старинные народные песни. Нет песен, нет былин, нет сказок. А с разорением де­ ревень — и совсем пошло на убыль песенное на­ родное творчество. «Только в Варзуге я понял, что такое настоящая русская культура», —сказал Дмитрий Михайлович Балашов. Эти слова и выведены на мемориальной доске Дмитрию Балашову в Варзуге. В честь зна­ тока слова русского, ценителя культуры помор­ ской песенной была открыта эта доска 13 сентября 2003 года. Ушло в небытие загубленное властями помор­ ское село Поной. Но живёт оно в моей памяти жи­ выми голосами поноян, песнями народными да частушками поморскими. Песни старинные зати­ хали, а частушка выжила благодаря своей опера­ тивности, озорству, мгновенной реакции на жизнь и шла в ногу с веками. Николай Старшинов отмечает, что оператив­ ность частушки была подмечена ещё в книге «“ Рос­ сия” (Полное географическое описание нашего Отечества)», вышедшей в 1889 году под редакцией П. П. Семёнова-Тян-Шанского: «Содержание ча­ стушек весьма разнообразно: в них народ, хотя и поверхностно, откликается на все явления совре­ менной жизни, высказывает им своё сочувствие или не сочувствует, критикует их, иронизирует над ними»1. Ещё более ощутимый вклад в дело утверждения частушки как жанра внёс замечательный учёный, философ, священник Павел Александрович Фло­ ренский, выпустивший в 1909 году в Костроме брошюру «Собрание частушек Костромской гу­ бернии Нерехтского уезда», не только собравший их, но и написавший к этому изданию прекрасное предисловие. Кстати, в этом предисловии, напи­ санном почти 100 лет назад, Флоренский выс­ казал такое опасение: «Возможно, что лет через 10—15 не останется и следа от многих бесценных сокровищ фольклора, которыми владеет наша Родина. Пока можно ещё, пока есть время, надо сохранить, что успеем...»2 Тревога Флоренского за судьбу «бесценного со­ кровища фольклора» оказалась поистине проро­ ческой. И поклон низкий Дмитрию Балашову и 1Балашов Д. М., Красовская Ю. Е. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. —Л., 1969. 'Старшинов К. Частушка.-Литература. —№ 19,- 1989.-С. 14. 3Флоренский П. А. Частушка. - Слово. - № 12. - 1989.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz