Труды Северной комиссии. 1897-1898 гг.I. Научно-промысловые морские исследования у Мурмана. II. Учреждение инспекций рыболовства, научно-промысловых станций и рыбацких школ на Севере / Ком. для помощи поморам рус. Севера. – Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1898. – 332 с. разд. паг. : ил.

9 иости ихъ для данныхъ промысловыхъ водъ, испытывать новые типы про­ мысловыхъ судовъ. новые пршмы лова и т. д. н. такимъ образомъ, наибо­ лее в'Ьрнымъ и практическимъ способомъ проводить ихъ въ темную и склонную къ рутине среду населешя. Даже въ странахъ, высоко стоя- щихъ по отношение къ народному образованно (напр. Даши), нововве­ ден] я съ трудомъ проникаютъ въ среду рыбаковъ, пока примеръ удач- наго лова не победить обычнаго недоверия къ новшествамъ въ рыбномъ деле. Такъ было,напр, съ ловомъ белонъ (Rhampliestoma belone), кото­ рый съ давнихъ поръ производился на шведскомъ берегу Каттегата, но не производился на датскомъ, пока примеръ одного промышленника не побудилъ датскихъ рыбаковъ запастись соответственными оруд1ями, после чего промыселъ въ несколько летъ развился до крупныхъ размеровъ. Темъ более важенъ примеръ для нашей малограмотной и малораз­ витой поморской среды. Важную роль въ этомъ случае могли бы кроме станцш играть и рыбацшя школы. Было бы большою ошибкою видеть въ рыбацкихъ школахъ для нашего Севера (я говорю теперь главнымъ образомъ о Бе.чомъ море и Мурмане, но въ сущности то же приложимо и къ остальной части губернш) лишь школы усовершенствованна™ кон- сервировашя рыбныхъ продуктовъ. Мне кажется, что у насъ школа должна не только должна учить готовить рыбные продукты, ио и учить про­ мышлять более успешно и более разнообразно, чемъ въ настоящее время. Такъ, напр., у насъ треску ловятъ почти исключительно на ярусъ и отчасти на ноддевъ, сетки же не въ употреблении а въ Норвегш сетки для трески, сайды, пикши шгЪютъ большое применеше и часто даютъ xopouiie уловы въ то время, когда на ярусъ рыба не идетъ или идетъ плохо. Въ учаетш учениковъ школы въ лове съ усовершенствованныхъ судовъ и усовершенствованными способами, я склоненъ видеть одно изъ главныхъ практические занятш школы, особенно лее школы на Мурмане. Производство лова вдали отъ береговъ съ судовъ лучшихъ типовъ, чемъ употребляемый у насъ ныне, кроме того, содействовало бы и пршбре- Teniio учениками школы свед етй по мореплаванио, хотя бы только прак- тическихъ и элементарныхъ. Къ числу меръ, содействующихъ улучшение въ производстве про­ мысла, относится также и организащя правильной пересылки по всему промысловому берегу телеграммъ о ходе лова, числе скупщиковъ, ценахъ и т. д. Телеграфъ на Мурмане, какъ я имелъ уже случай указывать въ своихъ отчетахъ, лишь тогда будетъ достигать своей цели по отношенш къ рыбопромышленности, когда разсылка оффищальныхъ промысловыхъ телеграммъ, выставляемыхъ во всеобщее свед ете , заменить личныя теле­ граммы этого рода. Несомненно, что и теперешшй телеграфъ будетъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz