Сиденснер, Александр Карлович. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года контр-адмиралом Сиденснером / [А. Сиденснер] ; Гл. Гидрогр. Упр. Мор. М-ва. – Санкт-Петербург : Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1897. – 102 c., 1 л. карт.

Въ настоящее время конечно нгЬтъ возможности входить въ обсуждеше подробностей проведешя и эксплоатацш желгЪз- ныхъ дорогъ на Кольскомъ полуостров’!;, о климатическихъ и другихъ условгяхъ жизни на которомъ, въ особенности въ зимнее время, мы имгЬемъ очень неопределенный и отрывоч­ н ая свЬдЪшя, основаппыя главнымъ образомъ на разсказахъ путешественниковъ, посещавшихъ тотъ край только въ лТ;тше месяцы. Несомненно, что прежде нежели вопросъ о проведешп желЬзныхъ дорогъ къ Мурманскому берегу, по тому или дру­ гому направленно, получитъ окончательное рЬшеше, онъ долго еще будетъ предметомъ обстоятельныхъ обсуждешй и изсл'Ь- довашй, а тЬмъ временемъ на ряду съ осуществленными уже къ оживленно нашего севера мерами, внимаше Правитель­ ства вероятно будетъ обращено и иа друия мп>рощпятгя, на которыя неоднократно указывалось какъ на неотложныя, п осуществлеше которыхъ, между твмъ, не требуетъ отъ госу­ дарства столь крупныхъ одновременпыхъ и ежегодныхъ за­ трата, какъ проведете железной дороги къ Мурманскому берегу, и устройство поваго административная и торговаго центра. Какъ на самыя полезныя меры для разви'пя нашихъ Мур- манскихъ промысловъ и улучшешя быта колонистовъ и рыбо- иромышленниковъ постоянно указывалось на необходимость учреждешя возможно частыхъ пароходныхъ сообщены и па проведете телеграфа между всеми становищами Мурманскаго берега. Действительно, подобно тому, какъ соседнш Финмаркенъ былъ обязанъ своимъ оживлетемъ, главнымъ образомъ, уста­ новление пароходныхъ сообщены вдоль береговъ Норвегш, такъ точно и оживлете нашего Мурманскаго побережья на­ чало заметно обнаруживаться именно со времени учреждешя, въ 1875 году, правильныхъ пароходныхъ рейсовъ товарище­ ства Архангелъско-Журманскаю срочнаго пароходства. Н а необходимость установленгя пароходныхъ рейсовъ мео/сду Архангельскомs и Вардэ , въ первый разъ было указано еще въ 1858 году, причемъ предприниматели испрашивали прави­ тельственную субсидцо въ 25.000 рублей за девять обязатель- ныхъ рейсовъ; по бывшш тогда главный командиръ Архан­ гельская порта Ген.-Ад. Глазепапъ отказался ходатайство­ вать о такого рода субсидш.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz