Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

менЬе 172 - ДЬло въ томъ, что, какъ было уже упомянуто при описа- ши работъ съ траломъ Петерсена, тяжесть стального троса изгибаетъ его книзу, почему часть троса, ближайшая къ тралу, идетъ подъ до­ статочно острымъ угломъ ко дну. МенЬе удобно употреблять длятра- лировашя пеньковые тросы; въ этомъ случаЬ приходится брать го­ раздо болЬе толстые тросы, сопротивление воды сказывается сильнЬе и приборъ работаетъ хуяге, но, конечно, работать съ ними вполнЬ можно. Въ случаЬ надобности, т. е. если тралъ оказывается слишкомъ легкимъ и плохо идетъ по дну, мояшо увеличивать тяжесть его, при­ вязывая къ рамЬ дополнительныя гири, или же, вмЬсто того, увели­ чивать длину троса или привЬшивать къ тросу въ нЬкоторомъ раз- сто яти отъ трала гирю, которая сильнЬе пригибаетъ этотъ тросъ ко дну. Ходъ, смотря по величинЬ, тяжести и частотЬ сЬти трала, мо- ягетъ быть отъ 1 до 2 узловъ. Детали легко устанавливаются практикой. Не слЬдуетъ слишкомъ увеличивать продолжительность трали­ ровашя, такъ какъ при этомъ не только увеличивается опасность по- вреждешя трала, но нерЬдко сильно страдаетъ собранный матер1алъ. Трудно, конечно, указать кагая-либо точныя правила относительно тралировашя; отмЬтимъ только, что на пароходЬ „Андрей Первозван- пый“ мы тащили тралъ по дну по большей части отъ 10 до 20 ми­ нуть и тЬмъ меньше, чЬмъ неблагопр1ятнЬе былъ грунтъ. Несмотря на предосторожности, тралъ нерЬдко чрезмЬрно загру­ жается, особенно, если дно покрыто мелкими камнями, и въ такихъ случаяхъ подъемъ его можетъ быть дЬломъ довольно труднымъ. По своей продуктивности тралъ Сигсби сильно уступаетъ тралу Петерсена. Мы видЬли, что тралъ Петерсена средней величины рас­ крывается во время тралировашя на 12—14 футовъ. Если взять тралъ Сигсби такой же ширины, то результаты лова будутъ менЬе значи­ тельны по отношений ко всЬмъ животнымъ, обладающимъ значитель­ ной подвижностью и въ особенности по отношенно къ рыбамъ и хорошо плаваюхцимъ ракообразнымъ. Причина этого виолнЬ понятна: 1) какъ мы видЬли выше, при ЛовЬ траломъ Петерсена передъ нимъ движутся далеко выдвинутыя впередъ крылья траловой сЬти, не давая попадаю- щимъ между ними яшвотнымъ спасаться движешемъ въ сторону; въ тралЬ Сигсби роль ихъ играютъ лишь сравнительно очень коротшя затянутыя сЬтыо боковыя дуги рамы, 2j высота отверстая мотни трала Петерсена гораздо больше высоты входа въ тралъ Сигсби и 3) отвер- ci’ie трала Петерсена при правильной работЬ ничЬмъ не перегорожено, меягду тЬмъ какъ въ тралЬ Сигсби его перегораживаютъ поперечньтя перекладины. — 223 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz