Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

сквозь который проходить тросъ, служащШ для работы съ даннымъ ору- д1емъ, аккумулятору; резиновыя кольца его растягиваются, умЬряя дЬй- CTBie толчковъ и вмЬстЬ съ т'Ьмъ своим’ь растяжешемъ указывая на гро­ зящую прибору опасность. Въ этомъ случаЬ можно дать задшй ходъ или принять иныя мЬры для спасешя прибора. Точно также, если спущена большая пелагическая сЬтка, то при сильномъ и быстромъ размахЬ судна д авл е те на нее воды можетъ быть громадно и повести или къ разрыву ткани сЬтки или къ разрыву троса; влгяше аккумуля- . тора и здЬсь умЬряетъ силу толчка и часто спасаетъ апиаратъ. Аккумуляторы могутъ вообще быть очень различнаго устройства; вмЬсто резиновыхъ колецъ или шнуровъ иногда употребляются метал­ лическая пружины. Описате различныхъ аккумуляторовъ читатель можетъ найти въ цитированныхъ ниже работахъ Сигсби, Таннера. Гензена, а равно и въ описашяхъ снаряжешя другихъ экспедищй для глубоководныхъ изслЬдовашй *). На ряду съ описанными выше тралами—оттертроллемъ и траломъ Петерсена—въ экспедищи примЬнялись для нзучешя cfmyribi дна также два типа орудШ, обыкновенно иримЬняемыхъ при зоологиче­ скихъ изслЬдовашяхъ: тралы Сигсби и драги. Тралъ Сигсби, зоологичесгай тралъ (Sigsbee-trawl, Chalut, Bugelknrre) состоитъ изъ желЬзной рамы и прикрЬпленнаго къ ней сЬтяного мЬшка. Рама состоитъ изъ двухъ дугообразныхъ желЬзныхъ полосъ (с), соединенныхъ двумя поперечными (горизонтальными) перекладинами: передней (d) и задней (е). Перекладины ■ эти въ интересахъ достижетя достаточной крЬпости безъ слишкомъ большого увеличения тяжести трала, дЬлаются изъ полыхъ желЬзныхъ трубокъ, заклепанныхъ на концахъ, гдЬ онЬ соединены (приклепаны или соединены винтами) съ боковыми дугами. На задней сторонЬ послЬднихъ вверху и внизу нахо­ дится по кольцу, черезъ которыя пропускается крЬпкая веревка (f), слу­ жащая для прикрЬплешя къ рамЬ траловаго мЬшка. Справа и слЬва къ рамЬ прикрЬпляются стальные тросы (Ь), оканчиваютщеся впереди коль­ цами (коушами), съ помощью которыхъ тралъ и прикрЬиля ется къ тросу, служащему для 'тралировашя. Коническая сЬть трала прикрЬпляется своимъ широкимъ отверсатемъ къ протянутой черезъ 4 кольца рамы веревкЬ (f), образующей четыреугольную рамку входа въ тралъ. — 218 — *) OnucaHie и изображеше прулсиннаго аккумулятора съ сигнальнымъ звон­ комъ, иредупреждающимъ объ угролсающемъ прибору натяженш , читатель н ай ­ детъ въ цитированной выше статьЪ принца Альберта I Монакскаго (стр. 203— 205 н'Ьмецкаго перевода).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz