К вопросу о мерах для развития колонизаций и морских промыслов на Мурмане. Весенние промыслы на Мурмане в 1900 г. Речь норвежского инспектора рыболовства... / [к сб. в целом]: Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1901. – 71 с. разд. паг. вопросу о мерах.

— 5 — правка снасти занимаетъ около недели. Скорому выезду въ стано­ вища западнаго берега, где производится весеннш промыселъ, м-Ьшаютъ не редко аротивные ветра и вообще „погоды". Наиболее „иромысловымъ“ становищемъ за послтЬдше годы была Вайда-Губа на северозападномъ конце Рыбачьяго полуострова. Этотъ пунктъ и быль избранъ Келлеромъ главньшъ мйстомъ для наблюдешй. Въ остальные—онъ лишь наезжалъ, или, вернее, „нытался наезжать11. Говорить такъ заставляютъ услогпя зимнихъ пароходныхъ рейсовъ на Мурмане 1). Хорошей иллюстращей яв­ ляется следующш энизодъ. Покончивъ работу въ Вайде, М. Кел- леръ захотелъ проехать въ Фильманское. Пользуясь хорошей по­ годой (въ дурную—въ Вайду часто не заходятъ пароходы) онъ селъ на пароходъ, идущш въ Вардэ, чтобы, доехавъ до Цеченьги, пересесть на „Трифона"—дЬлающаго спендально рейсы по стано- вищамъ и колонгямъ западнаго берега. Въ Веченьгу пароходы при- ходятъ приблизительно въ одно время н заходятъ всегда. На этотъ разъ, однако, „разыгралась мятель“ такъ, что съ парохода не видно было береговъ и Трифонъ съ Цыпъ-Ваволока прошелъ прямо въ Назъ-реку, пропустивъ на пути четыре становища, въ которые онъ обязательно заходитъ при сколько либо сносной погоде. Въ Печеньге, поэтому, нришлось ждать парохода болЪе 2 '/2 сутокъ и более 15 часовъ провести безъ пищи и огня, прячась за камнями , отъ ветра, такъ какъ Трифонъ нристаетъ верстахъ въ 5 огъ жилья. На Трифоне (на обратномъ рейсе) М. В. Келлеръ доехалъ до Озерка, где перешелъ на административный пароходъ Мурманъ, который направлялся въ Ворьему, Киберкъ, а по-пути разсчиты- валъ зайти въ друия становища. Это было для Келлера какъ нельзя более кстати. Но тутъ снова несчаспе: изъ за темной погоды и ветра „Мурманъ“ более сутокъ простоялъ въ Озеркахъ. Дольше, чемъ предполагали, простояли и на Вайде. Не надеясь более на „Мурманъ", Келлеръ вышелъ въ Вайде и черезъ два дня селъ на „Трифона*', чтобызайти въ Филиманское. Снова разыгрывается „по­ года** и Трифонъ проходитъ мимо Фильманскаго прямо въ Назъ- peicy. К. пересаживается на случившийся тутъ Мурманъ, чтобы доехать до Киберга и Вардэ. „Погода“ более 31/2 сутокъ качаетъ V Это пеобходимо им^ть въ виду, какъ при сужденш о пароходномъ со­ общены на МурмангЬ въ зимнее время (все же крайне жедательномъ), такъ и о ■знмнихъ, раннихъ весеннпхъ и поздпихъ осеннпхъ промыслахъ трески.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz