К вопросу о мерах для развития колонизаций и морских промыслов на Мурмане. Весенние промыслы на Мурмане в 1900 г. Речь норвежского инспектора рыболовства... / [к сб. в целом]: Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1901. – 71 с. разд. паг. вопросу о мерах.

_ 4 — малой добычей: онъ предпочтетъ итти прямо на лтЬтши, хотя бы и за меньшую плату. Два—три свободныхъ месяца у него не про- падутъ даромъ—всегда много работы дома. Некоторую поддержку весеннему промыслу въ 1900 г. оказалъ удачный лйтшй промыселъ 1899 г-: благодаря ему, какъ говорятъ (по словамъ М. В. Келлера), въ Шуе могли поднять не только не меньше, но больше судовъ, ч4мъ въ 1899 году. Выходятъ промышленники, какъ уже отмечено выше,въ самыхъ первыхъ числахъ марта. Это изъ Онежскаго уезда. ЧЙмъ ближе къ Коле, темъ выходъ немного позднее. Теперь путь совершается на лошадяхъ и оленяхъ и стоитъ 12—15 руб. (въ прошломъ 1899 г. онъ стоилъ до 25 руб. на человека изъ за недостатка оленей и болыпихъ снеговъ), но не такъ давно значительная часть покру­ ченниковъ, особенно изъ Онежскаго уезда, делала 1000-верстный нереходъ пешкомъ. У М. В. Келлера записанъ целый рядъ ха- рактерныхъ разсказовъ объ этихъ путешеств1яхъ.Въ настоящее время промышленники находятъ особенно труднымъ переходъ отъ Расъ- Наволока до становищъ на восточномъ берегу—Териберки, Гаври­ лова, Рынды, Лицы и проч. Въ последше годы, благодаря ран- нимъ пароходнымъ рейсамъ, число идущихъ' этимъ путемъ значи­ тельно сократилось, но все же промышленники находятъ желатель- нымъ постройку казенной избы и на этомъ пути. Путь черезъ Колу имеетъ въ настоящее время „по пхъ сло- вамъ“ некоторыя неудобства. Пароходъ не всегда пристаетъ къ Дровяному—приходится съ трудомъ добираться до Сальнаго. Не всегда пароходъ застаешь на стоянке—приходится ждать, прожи­ ваться въ Коле, а здесь, и это едва ли не самое главное, есть кабаки—большой соблазнъ для промышленниковъ,—и остановки обходятся дорого и покрученникамъ, и хозяевамъ. На пути между Кандалакшей и Колой М. В. Келлеръ отмечаетъ одну особенно настоятельно нуждающуюся въ ремонте почтовую избу (вообще говоря, въ ремонте оне нуждаются все)—Кицкую. Промыш­ ленники останавливаются въ ней случайно,—они обыкновенно но- чуютъ въ лесу подъ открытымъ небомъ за несколько верстъ отсю­ да,—но все же и здесь много проезясаго люда—скупщики и ихъ рабоч1е, такъ что изба бываетъ переполнена проезжающими. Путь изъ Онежскаго уезда до становищъ на восточномъ бе­ регу Мурмана беретъ около двухъ недель. Осмолка судовъ и на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz