Труды I Заполярной геолого-разведочной конференции, 21-27 ноября 1932 г. - Ленинград [и др.] : Гос. науч.-техн. гор.-геол.-нефтян. изд-во, 1933. - 194, [4] с., [1] л. ил. : ил.

шение в ближайшее время, и в 1933 г. аэросъемка будет поставлена. Я к съемке перейду несколько позже. Я хочу параллельно с этим дать наметку плана работ на вторую пя­ тилетку по Кольскому полуострову. На последующие годы второй пятилетки запроектированы первоклас­ сные ряды Хибины — Поной, затем Поной — Архангельск (этот ряд должен быть переброшен через Белое море и будет продолжаться Архан­ гельским трестом) и 6 основных рядов по триангуляции II класса с соот­ ветствующим количеством базисов и астронаблюдений. По триангуляции II класса заполняющей сети запроектировано 250 пунктов и низших классов 450 пунктов. Общий итог по триангуляционным работам по Кольскому полу­ острову составляет 884 тригонометрических пункта, которые в ценно­ стном выражении представляют собою сумму порядка 2.020 тыс. руб. Запроектирована для высотного обоснования нивеллировка повышен­ ной точности по побережью, главным образом для передачи высот три­ гонометрическим пунктам, и техническая нивеллировка по рядам три­ ангуляции в середине Кольского полуострова. Всего нивеллировка по­ рядка 5 тыс. км на сумму 246 тыс. руб. Итого на основные работы по Кольскому полуострову должно быть затрачено около 3 мил. руб., точнее— 2 896 000 руб. Теперь вопрос о съемке. По проекту Геолого-геодезической конфе­ ренции было предложено освоить Кольский полуостров в его прибрежной зоне в масштабе 1 : 50 000 и также всю западную часть, а центральную часть — в масштабе 1 : 200 000. Трест эту установку несколько изменил по согласовании с некоторыми организациями, в том числе и с ЛГРТ. Я пришел к заключению, что центральную часть Кольского полуострова нужно покрыть съемкой в масштабе 1 : 100 000, а прибрежную зону и всю западную часть Кольского полуострова в масштабе 1 : 50 000. Теперь вопрос метода производства съемки. Я бы сказал, что про­ изводить съемку Кольского полуострова старинным методом, который у нас продолжают применять до последнего времени, — это значит дать карту Кольского полуострова через много лет, т. е. по существу тогда, когда промышленному строительству карта, пожалуй, будет уже не нужна. Карта нужна теперь, и карту надо дать, и я считаю, что здесь следует действовать революционным путем. Единственным методом, ускоряющим получение планово-картографи­ ческого материала, является аэросъемка. За последние 3 года аэросъемка у нас уже достаточно привилась. Это метод новый, тем не менее он уже дал вполне хорошие результаты. Для возможно более быстрого изучения планового материала нужно дать безусловно геодезическое обоснование в смысле триангуляции. За­ тем путем съемки с самолета, обыкновенно с высоты 3 000 м, мы полу­ чаем в очень короткий срок большие пространства, снятые безусловно достаточно точно применительно к тому или иному масштабу. Нашим советским инж. Дробышевым изобретена специальная 9-объек- тивная аэрофотокамера, которая разрешает, не повышая высоты само­ лета, захватить большую площадь. Аэросъемка в 1931 и 1932 гг. нашим трестом проведена по целому ряду районов: Караганде, Кузнецкострою, Карелии и Каспийскому морю, т. е. наш трест работал и за пределами Ленинградской области. Сейчас в Карелии для Каргосплана производится в опытно-производ­ 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz