Труды I Заполярной геолого-разведочной конференции, 21-27 ноября 1932 г. - Ленинград [и др.] : Гос. науч.-техн. гор.-геол.-нефтян. изд-во, 1933. - 194, [4] с., [1] л. ил. : ил.
При этом подразумевается, что для накопления практического опыта и уточнения технических и экономических показателей трестом по до быче стройматериалов при первой возможности будет приступлено к ор ганизации кустарной добычи сланцев из месторождений у Становища. Строительные камни Разнообразные изверженные и кристаллические породы Кольского полуострова могут найти себе разнообразное применение как в виде мас сового продукта, строительного щебня, бута и камня разного рода, так и в виде ценного штучного камня, пригодного для ответственных частей мостов и других инженерных сооружений, или облицовочного, декоратив ного, поделочного материала. Массовые продукты добываются обыкно венно в непосредственной близости от того места, где они потребляются, хотя централизованные и механизированные разработки, дающие более дешевую продукцию, нередко экономически оправдывают перевозки на довольно далекое расстояние. Чем большую ценность представляет товар, тем менее он связан расстоянием, а месторождения дорогих поделочных камней могут представлять промышленный интерес даже и в случае на хождения их сравнительно в далеком расстоянии от путей сообщения. Потребление массовой продукции связано на Мурмане со строитель ством Мурманска, Хибиногорска и некоторых портовых сооружений, Мурманск потребляет гранито-гнейс, который беспорядочно добывается в нескольких карьерах почти в пределах города, Хибиногорск—хибинит. Обе эти породы отнюдь не отличаются высокими строительными качест вами и проблему снабжения дешевым щебнем, бутам и камнем этих быстро растущих и застраивающихся городов нельзя считать разрешен ной. Это и должно являться первой задачей будущих работ. В плане должны быть предусмотрены две литологические партии для изучения ка менных строительных материалов, одна — в окрестностях Мурманска и по Кольскому заливу, другая — в пределах района, тяготеющего к Хи- биногорску. Что касается портовых сооружений по берегам Кольского полу острова, то, благодаря комплексным исследовательским работам Гипро- водтранса, намеченные к оборудованию пункты изучены, и строительство обеспечено материалами .местного происхождения. Очевидно, в том же положении находится и строительство, связанное с Мурманской железной дорогой, которая стремится сама себя обслужить в этом отношении. Во всяком случае в нашем распоряжении данных для запроектирования ра бот в связи с потребностями железной дороги не имеется. Из более высококачественных и ценных материалов в первую очередь заслуживают внимания граниты и диабазы. Разведанное в 1932 г. Пала- губское месторождение первосортных гранитов (около с.' Полярного) должно быть передано в пробную эксплоатацию. Продукция может найти себе сбыт как в виде штучного камня для разного рода сооружений, вплоть до ответственнейших, так й в виде брусчатки, причем не только в Мурманске, а и вне округа, может быть, даже за границей. Так как Палагубское месторождение не единственное в данном районе, и здесь могут быть найдены новые интересные разновидности гранитов, притом, может быть, в более благоприятных экономических условиях (Палагуб ское например несколько удалено от воды), то имеются все основания включить в план работ геологическую съемку интересных площадей рас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz