Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / В. А. Бородатов, Ю. Ю. Марти ; Поляр. науч.-исслед. ин-т мор. рыб. хоз-ва и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). - 2-е изд. - Ленинград : [б. и.], 1951. - 50 с., [2] л. ил. : ил.

Это один из самых крупных резервов дрифтерного лова Мы имеем все основания построить разведку таким образом, чтобы довести процент пустых дрейфов до минимума. Боль ­ шое значение в этом должно принадлежать новым методам разведки. Крайне важным вопросом нужно считать организацию упра­ вления флотом в море. Прежде всего для руководства моло­ дыми кадрами и скорейшего роста их необходимо выделение специальных капитанов-наставников из числа наиболее опыт ­ ных капитанов. В функции капитанов-наставников должно вхо ­ дить: обучение командного состава промысловому судовожде ­ нию и технике дрифтерного лова, улучшение организации труда на судне, передача и внедрение опыта передовых стахановских кораблей. Состав судов капитана-наставннка должен закрепляться на возможно длительный срок. Расстановку судов на косяке, маневрирование флотом должно осуществляться руководством флота и специально выделяе­ мыми капитанами-флагманами. Флагман отвечает за расстановк\ судов на косяке или его части, используя при этом данные разведки и промысла. Состав судов, находящихся в ведении капитана-флагмана, является переменным и изменение его про ­ изводится по указанию начальника флота. Тип среднего рыболовного траулера вполне отвечает зада­ чам йрифтерного лова, вместе с этим представляется вполне целесообразным улучшить тип этого судна, с учетом опыта использования его на дрифтерном и траловом промысле. Совершенно неотложной задачей должно быть освоение дрифтерного лова сельди порядками с верхним вожаком. Этот способ составления порядков лучше переносит штормовую погоду, позволяет облавливать сельдь в более глубоких слоях, отличается простотой выборки и исключает необходимость частого использования машины для маневрирования судном. Последнее обстоятельство имеет большое значение для сохра­ нения главного двигателя. Во всех дальних районах сельдяного промысла полностью освоено применение дрифтерных высокостенных сетей. Увели­ чение высоты сетей должно найти отражение и при промысле сельди в южной части Баренцова моря и в прибрежных райо­ нах. Увеличение сетей с 6 до 12 м повысило уловистость сетей во много раз. Нет никакого сомнения в том, что и в южной части Баренцова моря, особенно в осенний период, это меро ­ приятие также будет эффективным. Окраска сетей оказывает большое влияние на их улови­ стость. Это обстоятельство в настоящее время недооценивается, в ре зультате чего промысел имеет большие потери. Качество сетей, в том числе и их окраска, должны проверяться техни­ ческим контролем. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz