Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / В. А. Бородатов, Ю. Ю. Марти ; Поляр. науч.-исслед. ин-т мор. рыб. хоз-ва и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). - 2-е изд. - Ленинград : [б. и.], 1951. - 50 с., [2] л. ил. : ил.
сообразным выбирать порядок, если это позволяет направле ние ветра, так, чтобы объячеенная сельдь находилась под сет ным полотном, при прохождении его над палубой. При этой теряется часть улова, зато процесс тряски проходит во много раз легче. При выборке должен быть положен основной принцип: одновременность подъема сетей и тряски рыбы с одновремен ной наборкой сетей для следующего замета. При этом удлине ние процесса выборки полностью компенсируется тем, что с окончанием подъема порядка мы имеем его готовым к сле дующему замету. Одновременная выборка и тряска рыбы определяется необ ходимостью сохранения качества сельди. Живую или окоченев шую сельдь, о чем уже упомянулось ранее, во много раз легче вытряхивать из сетей, чем рыбу, которая пролежала на палубе в сетях несколько часов и стала мягкой. При значительных уловах можно ре комендовать произво дить выборку в 2—3 приема, каждый раз убирая и засаливая сельдь. Это важно для сохранения качества сырца, так как рыба лучше сохраняется в воде, чем на палубе. При тихой погоде вытряхивание рыбы нужно производить попутно с выборкой порядка при любых больших уловах. Если же условия погоды осложняют выборку, то при больших уловах возникает необходимость выбрать сети, а затем уже освобождать их от рыбы, при этом не следует допускать чрезмерно большого улова на палубе, прекращая выборку на время уборки рыбы. Работа по выборке дрифтерного порядка с одновременной 1 ряской рыбы требует привлечения всех наличных сил эки пажа, включая комсостав и машинную команду. Это касается также обработки улова. Команда, работая интенсивно в тече ние всего дня, отдыхает ночью, за исключением вахтенного штурмана, который должен следить за правильностью сплы вающего порядка. При выборке порядка с нижним вожаком судно подрабаты вает малым ходом вперед. Дойдя до первого поводца на кожане, шпиль останавливают, и несколько человек подтягивают вруч ную боковую кромку крайней сети, которую расправляют по борту судна. С этого момента начинается регулярная, точно распределен ная между командой работа (рис. 29). У вожакового ролика находится дрифмейстер, на обязанности которого лежит отзя - зывание вожаковых поводцов: он же регулирует работу шпиля. Отвязывание сильно затянутого узла вожькоього поводца тре бует большой ловкости и сноровки. Как только покажется узел поводца на вожаке, дрифмейстер старается „высмыкнуть* своб; дкый конец поводца и снять одну петлю узла. Проделав это. дрифмейстер сильно натягивает конец поводца и тем стя-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz