Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / В. А. Бородатов, Ю. Ю. Марти ; Поляр. науч.-исслед. ин-т мор. рыб. хоз-ва и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). - 2-е изд. - Ленинград : [б. и.], 1951. - 50 с., [2] л. ил. : ил.

сообразным выбирать порядок, если это позволяет направле ­ ние ветра, так, чтобы объячеенная сельдь находилась под сет­ ным полотном, при прохождении его над палубой. При этой теряется часть улова, зато процесс тряски проходит во много раз легче. При выборке должен быть положен основной принцип: одновременность подъема сетей и тряски рыбы с одновремен­ ной наборкой сетей для следующего замета. При этом удлине­ ние процесса выборки полностью компенсируется тем, что с окончанием подъема порядка мы имеем его готовым к сле­ дующему замету. Одновременная выборка и тряска рыбы определяется необ ­ ходимостью сохранения качества сельди. Живую или окоченев­ шую сельдь, о чем уже упомянулось ранее, во много раз легче вытряхивать из сетей, чем рыбу, которая пролежала на палубе в сетях несколько часов и стала мягкой. При значительных уловах можно ре комендовать произво­ дить выборку в 2—3 приема, каждый раз убирая и засаливая сельдь. Это важно для сохранения качества сырца, так как рыба лучше сохраняется в воде, чем на палубе. При тихой погоде вытряхивание рыбы нужно производить попутно с выборкой порядка при любых больших уловах. Если же условия погоды осложняют выборку, то при больших уловах возникает необходимость выбрать сети, а затем уже освобождать их от рыбы, при этом не следует допускать чрезмерно большого улова на палубе, прекращая выборку на время уборки рыбы. Работа по выборке дрифтерного порядка с одновременной 1 ряской рыбы требует привлечения всех наличных сил эки­ пажа, включая комсостав и машинную команду. Это касается также обработки улова. Команда, работая интенсивно в тече ­ ние всего дня, отдыхает ночью, за исключением вахтенного штурмана, который должен следить за правильностью сплы­ вающего порядка. При выборке порядка с нижним вожаком судно подрабаты­ вает малым ходом вперед. Дойдя до первого поводца на кожане, шпиль останавливают, и несколько человек подтягивают вруч ­ ную боковую кромку крайней сети, которую расправляют по борту судна. С этого момента начинается регулярная, точно распределен­ ная между командой работа (рис. 29). У вожакового ролика находится дрифмейстер, на обязанности которого лежит отзя - зывание вожаковых поводцов: он же регулирует работу шпиля. Отвязывание сильно затянутого узла вожькоього поводца тре ­ бует большой ловкости и сноровки. Как только покажется узел поводца на вожаке, дрифмейстер старается „высмыкнуть* своб; дкый конец поводца и снять одну петлю узла. Проделав это. дрифмейстер сильно натягивает конец поводца и тем стя-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz