Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / В. А. Бородатов, Ю. Ю. Марти ; Поляр. науч.-исслед. ин-т мор. рыб. хоз-ва и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). - 2-е изд. - Ленинград : [б. и.], 1951. - 50 с., [2] л. ил. : ил.
ключить возможность подсекать верхнюю подбору конце вой сети. В крайних случаях для уменьшения дрейфа судно подраба тывает самым малым ходом. Выборку сетей во время шторма производить не следует. Необходимо принять все меры для уменьшения дрейфа судна и ослабления рывков на волне. Последнее достигается, кроме упомянутых мер, применением так называемого .стопора". , Стопор" представляет собой толстый канат окружностью до 150 мм, который прикрепляется к вожаку в нескольких десятках метров от последней к судну сети, а другим концом крепится на судне за носовой кнехт. Стопор ослабляет дерганье порядка судном. Иногда в качестве стопора приме няется даже якорный канат (цепь). Назначение стопора в практике дрифтерного лова на Мур- мане поняли неправильно и применяли стопор тоньше вожака, что приводило к многочисленным потерям порядков вследствие того, что стопор разрывался раньше вожака, а вслед за ним обрывался и вожак. Изданная в 19-38 г. инструкция по дриф терному лову также не дает ясного представления о назначе нии стопора, и рекомендуемая ею толщина канатов для этой цели значительно меньше толщины каната вожака у судна. При слабом дрейфе, как уже было сказано, происходит провисание сетей и вожака, сближение буйков и запутывание порядка. Единственной мерой для искусственного увеличения дрейфа является растягивание порядка судном. Для этого необ ходимо вытравить 1—2 бухты с вободною вожака и при работе порядком с вожаком снизу привязать груз. Затем, закрепив вожак, растягивать порядок задним ходом или передним, п ер е неся вожак на корму. Работа ть машиной надо на самых малых оборотах с перерывами, избегая чрезмерного натяжения. Провисание вожака при слабом дрейфе особенно опасно при верхнем вожаке, так как последний может задеть верхний край сети. Поэтому, работая с таким порядком, рекомендуется на удаленных от судна сетях привязывать к вожаку дополни тельные буи в промежутках между основными. Наблюдая дрифтерный порядок с самолета, можно видеть, что обычно начальные от судна сети расправлены хорошо и эта часть порядка имеет почти прямую линию. К противоположному же концу порядок принимает волно образную линию и буи сближены. Для усиления растягивания порядка рекомендуют к противоположному от судна концу вожака подвязывать водяной якорь. Серьезным осложнением во время сплывания порядка является изменение направления ветра. Изменение направления ветра до 90° по отношению к первоначальному положению порядка не существенно, так как судно, постепенно поворачи вая, увлекает за собой порядок, изменяя его положение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz