Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / В. А. Бородатов, Ю. Ю. Марти ; Поляр. науч.-исслед. ин-т мор. рыб. хоз-ва и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). - 2-е изд. - Ленинград : [б. и.], 1951. - 50 с., [2] л. ил. : ил.

щей непосредственно на судно (но не на погруженные под воду сети), а также возникшим под влиянием ветра поверхно­ стным течением. Следовательно, все явление идет следующим образом. К сетному порядку, покоящемуся в воде (и находя­ щемуся под действием одной лишь силы тяжести), приклады­ вается горизонтальная сила, действующая по направлению вожака. Эта сила вызывает движение всего порядка относи­ тельно массы воды, а движение порядка вызывает силу сопро­ тивления воды этому движению, равную и противоположную сил е “. Сила сопротивления определяется площадью сетного порядка (длина порядка и высота сетей). Сила, растягивающая порядок, зависит от силы ветра и ветробойности корабля (площади его надводных бортов и надпалубных надстроек), а также положе ­ ния корабля по отноше­ нию к направлению ветра. Величина провеса з а ­ висит от сил, растяги­ вающих порядок, а т а к ­ же от веса сетей, вожака и улова. Оптимальными условия дрейфа считаются тогда, когда дрифтерный поря ­ док расправлен, но сила натяжения судна не пере ­ кашивает его и ячея сети сохраняет правильную форму. Поэтому размеры судна определяют длину дрифтерного порядка. При одних и тех же условиях погоды (главным образом силы ветра) и при использовании большого судна с небольшим количеством сетей дрейф будет протекать неправильно, та:; как порядок под влиянием силы дрейфа судна будет переко ­ шен и положение поводцов (под острым углом к вожаку, может привести к наматыванию их на вожак. Наоборот, при чрезмерно большом порядке и небольших размерах судна про ­ исходит провисание сетей, сближение буйков и в конечном итоге — спутывание порядка. В тех случаях, когда в результате свежего ветра порядок испытывает чрезмерное натяжение, необходимо вытравить дополнительно 100—200 м вожака. При очень сильном дрейфе с носа судна спускают 1—2 водя ­ ных якоря (рис. 26). При работе с порядком с нижним вожа- .ком рационально у края последней сети подвязать дополни­ тельные буи и, немного отступя к судну, закрепить на вожаке груз, во избежание поддевания вожаком нижнего края сети. При порядке с верхним вожаком к свободному вожаку подвя­ зывается несколько дополнительных буев с тем, чтобы ис­ 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz