Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / В. А. Бородатов, Ю. Ю. Марти ; Поляр. науч.-исслед. ин-т мор. рыб. хоз-ва и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). - 2-е изд. - Ленинград : [б. и.], 1951. - 50 с., [2] л. ил. : ил.

При вытравливании сетей: 2 матроса находятся в трюме и следят за тем, чтобы сети шли, не запутываясь; 2 матроса находятся на палубе у комингса сетного люка и 2 — у фальш­ борта. Метка порядка задним ходом наиболее практична, так как исключает всякую возможность запутывания его на винт. VI. СПЛЫВАНИЕ ПОРЯДКА Окончив метку сетей, судно вытравливает свободный от сетей вожак. Длина свободного от сетей вожака к судну опре­ деляется условиями погоды, о чем будет указано дальше. После выметки сетей вожак переносится в носовой полуклюз или киповую планку. Во избежание перетирания каната вожак тщательно обвертывается куском брезента и крепится за кнехты. При наличии носового руля на судне, последний тщательно крепится стопорами. Во время дрейфа поднимается бизань-парус во избежание „рысканья" судна на вожаке. Условия, определяющие форму сплывания дрифтерного порядка, с предельной ясностью формулируются в учебнике Ф. И. Баранова „Теория и расчет орудий рыболовства". Ф. И. Баранов так формулирует влияние внешних сил, д ей ­ ствующих на порядок во время дрейфа: І1. С и л а в е с а . Под действием этой силы будет иметь место провисание каната (между поводцами), а также самой сети, особенно при значительном улове. Провисание это поведет к сближению буйков и укорочению всего порядка; величина провеса зависит (для данного порядка) от величины продольных сил, растягивающих порядок. При отсутствии таковых буйки должны были бы в конце концов сплыться в общую кучу, а весь порядок — превратиться в бесформенный ком сетей и веревок. 2. М о р с к о е т е ч е н и е . В тех случаях, когда течение является неправильным, так что в разных участках порядка направление и сила течения неодинаковы, тем более, если имеют место водовороты, течение будет нарушать правильную форму порядка и даже путать его. Если лее морское течение на всем протяжении порядка является одинаковым по величине и направлению, то, очевидно, будет иметь место только посту ­ пательное движение судна и порядка. Никаких сил, растяги­ вающих порядок, и т. д. под влиянием такого течения не воз ­ никает, так что провес каната и сетей будет происходить так же, как при отсутствии течения. 3. В е т е р . Таким образом, единственным источником сил, растягивающих порядок, является движение дрифтера относи­ тельно всей массы воды, в которой покоится сетной порядок. Движение это вызывается прежде всего силой ветра, действую­ 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz