Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / В. А. Бородатов, Ю. Ю. Марти ; Поляр. науч.-исслед. ин-т мор. рыб. хоз-ва и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). - 2-е изд. - Ленинград : [б. и.], 1951. - 50 с., [2] л. ил. : ил.

нительная скоба „чекель"), матрос № 9 предупреждает об этом матроса № 1, стоящего у бортового роульса. Этот последний внимательно следит во время подвязывания к вожаку поводцов и во избежание задевов и срыва роульса проводит через него соединительное звено. Самой ответственной работой во время выметывания порядка является подвязывание к вожаку поводцов нижней подборы сетей. При значительной скорости выметывания, примерно :2 сетки в 1 минуту, матросу № 1 (дрифмейстеру) приходится делать 2 надежных узла в Г минуту и притом в точно опреде ­ ленные моменты. Подвязывание поводцов к вожаку произво­ дится в строго согласованном порядке: в момент, когда на борту показываются места со­ единения двух смежных сетей, поводец крепится на вожаке двойным выбленочным узлом. Только при согласованном кре ­ плении поводцов к вожаку д о ­ стигается правильное положе ­ ние порядка в воде, а также избегаются перекосы сетей к возможные разрывы их. При выметывании порядка матрос № 1 всегда стоит лицом к сетям Рис. 22. Д в о й н о й морской уз гл. впереди роульса, чтобы удоб ­ нее было наблюдать за ходом сетей. Кроме того, такое положение предохраняет его от удара вожаком, если последний во время качки судна выскочит из роульса. Поводцы крепятся к вожаку выбленочным узлом (рис. 22). Этот простой и в то же время очень надежный узел быстро захлестывается и сравнительно легко развязывается при выборе порядка. Как только матрос JV» 8 передает конец поводиа матросу № 1, последний перед роульсом делает вокруг все время вытравливаемого вожака одну или две петли и, захватив их. держит на весу до нужного момента, после чего спускает петли и быстро затягивает узел. Вместе с узлом поводца вожак про­ пускается через роульс, и после этого поводец выбрасывается матросом № 2 вместе с сетями. Обычно этот узел употреб ­ ляется с двумя захлестывающими петлями. В некоторых слу­ чаях, для усиленного крепления и предотвращения скольжения узла, по вожаку накладывается дополнительная третья петля между двумя первыми, и в таком виде узел затягивается. Д е р ­ жится такой узел крепче обычного, но зато развязывать его при выборке значительно труднее, поэтому он применяется сравнительно редко. При благоприятной погоде весь процесс выметывания 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz