Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / В. А. Бородатов, Ю. Ю. Марти ; Поляр. науч.-исслед. ин-т мор. рыб. хоз-ва и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). - 2-е изд. - Ленинград : [б. и.], 1951. - 50 с., [2] л. ил. : ил.
нительная скоба „чекель"), матрос № 9 предупреждает об этом матроса № 1, стоящего у бортового роульса. Этот последний внимательно следит во время подвязывания к вожаку поводцов и во избежание задевов и срыва роульса проводит через него соединительное звено. Самой ответственной работой во время выметывания порядка является подвязывание к вожаку поводцов нижней подборы сетей. При значительной скорости выметывания, примерно :2 сетки в 1 минуту, матросу № 1 (дрифмейстеру) приходится делать 2 надежных узла в Г минуту и притом в точно опреде ленные моменты. Подвязывание поводцов к вожаку произво дится в строго согласованном порядке: в момент, когда на борту показываются места со единения двух смежных сетей, поводец крепится на вожаке двойным выбленочным узлом. Только при согласованном кре плении поводцов к вожаку д о стигается правильное положе ние порядка в воде, а также избегаются перекосы сетей к возможные разрывы их. При выметывании порядка матрос № 1 всегда стоит лицом к сетям Рис. 22. Д в о й н о й морской уз гл. впереди роульса, чтобы удоб нее было наблюдать за ходом сетей. Кроме того, такое положение предохраняет его от удара вожаком, если последний во время качки судна выскочит из роульса. Поводцы крепятся к вожаку выбленочным узлом (рис. 22). Этот простой и в то же время очень надежный узел быстро захлестывается и сравнительно легко развязывается при выборе порядка. Как только матрос JV» 8 передает конец поводиа матросу № 1, последний перед роульсом делает вокруг все время вытравливаемого вожака одну или две петли и, захватив их. держит на весу до нужного момента, после чего спускает петли и быстро затягивает узел. Вместе с узлом поводца вожак про пускается через роульс, и после этого поводец выбрасывается матросом № 2 вместе с сетями. Обычно этот узел употреб ляется с двумя захлестывающими петлями. В некоторых слу чаях, для усиленного крепления и предотвращения скольжения узла, по вожаку накладывается дополнительная третья петля между двумя первыми, и в таком виде узел затягивается. Д е р жится такой узел крепче обычного, но зато развязывать его при выборке значительно труднее, поэтому он применяется сравнительно редко. При благоприятной погоде весь процесс выметывания 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz