Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / В. А. Бородатов, Ю. Ю. Марти ; Поляр. науч.-исслед. ин-т мор. рыб. хоз-ва и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). - 2-е изд. - Ленинград : [б. и.], 1951. - 50 с., [2] л. ил. : ил.

Во время наборки порядка отдельные сети соединяются между собой при помощи вожаковых и буйковых поводцов. При этом каждый предыдущий конец иоводца закладывается свободным концом в соединительную петлю последующей сетки. Такое закладывание поводцов имеет большое значение для своевременного привязывания их к вожаку при метке. В момент привязывания поводца сети поводец второй сети, следующий по порядку, находится уже в руках у матроса, подвязывающего его к вожаку (рис. 20). В практике работы наших судов сетной порядок уклады­ вается непосредственно на рабочий борт палубы и поводцы чаще всего подвязываются к вантам. Весь процесс наборки порядка длиной в 100 сетей занимает 2—2,5 часа. При наборке сетей капитан, руководствуясь соображениями о вертикальном распределении сельди, дает указания матросам о длине буевых позодцов. Если порядок надо выметать на глу­ бине меньшей длины буевых поводцов, то на последних делается петля из нескольких шлагов. При подвязывании буев заранее должна соблюдаться особая тщательность их укладки в последовательном порядке, так как малейшее перемещение их во время качки судна может задер ­ жа ть выметку сетей. Поэтому наиболее удобным является спо ­ соб подвязывания буев на палубе (рис. 21). Выметывание порядка представляет собой один из сложных процессов в дрифтерном лове. Учитывая, что сельдь обычно движется по течению или против него, дрифтерный порядок должен быть выметан поперек течения. Поэтому при наличии небольшого ветра, имеющего направление поперек течения, наиболее целесообразно лечь в дрейф лагом к ветру и произ ­ водить выметку порядка при остановленной машине. Для ускорения процесса можно поднять стаксель. Если направление ветра совпадает с направлением течения, или оно противопо ­ ложно ему, то выметку необходимо производить передним ходом. В этом с л у ч а е— судно относится ветром, и попадание порядка под винт исключается. Наиболее сложно метать поря ­ док при штиле, когда приходится пользоваться машиной и сети могут попасть под винт. Наиболее опытные капитаны стараются метать сети с предельно возможной быстротой так, чтобы сети не успевали тонуть, когда проходят подзор корабля. Работы по выметыванию порядка начинаются с выбрасыва­ ния за борт большого концевого буйка с шестом, на котором укреплен флаг. Буй прикрепляется к концу вожака посредством тонкого каната длиной до 20 м. Вожак на протяжении 8—10 м оставляется свободным от сеток, затем начинается выметыва­ ние сетей вместе с прикрепленным к ним вожаком. В процессе выметывания порядка, одновременно и равно­ мерно, подаются из рыбного трюма или с палубы соединенные между собой сети, а из канатного трюма — вожак. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz