Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / В. А. Бородатов, Ю. Ю. Марти ; Поляр. науч.-исслед. ин-т мор. рыб. хоз-ва и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). - 2-е изд. - Ленинград : [б. и.], 1951. - 50 с., [2] л. ил. : ил.

В Англии и Шотландии преобладали паровые дрифтеры длиной до 30 м, мощностью 100—200 сил, с командой 8— 10 человек. Современные логгеры, выстроенные после 1930 г., стальные с небольшим квартердеком в корме и деревянной палубой. Наибольшая длина корпуса колеблется в пределах 32—36 м при ширине у миделя 6,5—7,5 м. Высота борта 3,3—3,5 м. Логгеры имеют две сравнительно невысокие мачты. Бизань-мачта — стальная, пустотелая, одновременно является трубой для выхлопных газов главного и вспомогательного двигателей. Парусное вооружение логгеров состоит из стакселя, грота с гафелем без гика и бизань-паруса, последний имеет гафель и стальной гик, который одновременно служит стрелой для подъема стоящей на корме шлюпки. Большинство логгеров моторные, с главным двигателем внутреннего сгорания системы дизель. Двигатели реверсивные, мощность 130—150 сил. Только наиболее крупные логгеры, выстроенные перед войной, имели мощность главного двигателя в 180—200 сил. Основные вспомогательные механизмы логгеров состоят из парового вертикального котла, дизель-динамо, трюмного и пожарного насосов. Некоторые логгеры имеют электрошпиль. В этом случае, помимо небольшого дизель-динамо для освеще ­ ния, имеется еще второе — мощностью до І2—15 кет, предна­ значающееся специально для приведения в движение электро ­ мотора шпиля. Запасы топлива, воды, угля у логгеров рассчитаны на рейс продолжительностью 30—35 дней. Уголь брался в бочках, кото­ рые потом использовались для посола сельди. Все без исключения логгеры имеют прожекторы для наблю­ дения ночью за дрейфующим порядком. Многие суда оборудо ­ ваны радиопеленгаторами и эхолотами. Большинство имеет радиостанции двухстороннего действия. Большинство стальных логгеров имеет носовой полубалан- сирный руль для облегчения выметывания дрифтерного порядка задним ходом (рис. 10). Баллер носового руля выходит на палубу в полутора-двух метрах от форштевня. Управление носовым рулем достигается двушкивными талями, закреплен­ ными к( румпелю руля, и фальшбортом. Во время переходов носовой руль крепится специальным стопором. Наиболее часто можно встретить на логгерах следующее оборудование и расположение трюмов и жилых помещений (рис. 11). В правом фальшборте, почти у самого форштевня, имеются два глубоких полуклюза для прохождения вожака (рис. 12). Обычно клюз, расположенный ближе к носу, глубже второго и почти достигает палубы. На некоторых судах имеются при­ способления для того, чтобы вожак во время качки не выры­ 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz