Берлин, Л. Е. Хибинский апатит и переработка его на суперфосфат / Л. Е. Берлин ; предисл. С. И. Вольфковича ; Науч.-исслед. ин-т по удобрениям НКТП. - Москва ; Ленинград : Госхимтехиздат, 1933. - 71, [1] с. : ил.

десяти лет назад. Причиной того, что Хибинское место­ рождение не получило в прежнее время должного ра з ­ вития, является то обстоятельство, что вся суперфос­ фатная дореволюционная промышленность заключа­ лась в нескольких небольших заводах, работавших преимущественно на импортных и лишь в небольших количествах на местных фосфоритах и , костях. Под­ нять большое и трудное хибинское предприятие част­ нику нехватило сил. Царское же правительство не забо ­ тилось о развитии государственной суперфосфатной промышленности, особенно на окраинах, какой является Кольский полуостров. Большая часть производства и потребления суперфосфата в царской России была со­ средоточена близ западных границ в так наз. Приви- слинском и Прибалтийском краях, а также на Украине; в центральных же районах помещики считали более выгодным удобрять поля навозом, а недостающий су­ перфосфат ввозить из-за границы. О крестьянах и го ­ ворить не приходится, так как огромное большинство из них и понятия не имело об искусственных удобре­ ниях, в частности о суперфосфате. Таким образом не было заинтересованного хозяина, который мог бы учесть нужды нашего сельского хозяйства и на базе мощных хибинских залежей апатитов создать круп­ ное производство удобрений и этим самым поднять на должную высоту сельское хозяйство страны. Пер­ вая экспедиция советских ученых после революции была проведена в 1920 г. Эта экспедиция была орга- ганизована Минералогическим музеем Академии наук и составляла сначала специальный отряд Северной на­ учно-промысловой экспедиции НТО (Научно-техни­ ческий отдел) ВСНХ. После переименования этой орга­ низации в Институт по изучению нашего Севера по ­ следующие экспедиции проводились этой организацией совместно с Академией наук, при непосредственной материальной и другой помощи со стороны колониза­ ционного отдела Мурманской железной дороги под об ­ щим руководством академика А. Е. Ферсмана. В первые три года (1920— 1922) работ научных экспе­ диций хибинский апатит был известен лишь как мине­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz