Апатито-нефелиновые месторождения Хибинских тундр : Кукисвумчорр – Юкспор. Сб. 1 / Народный комиссариат тяжелой промышленности СССР ; под общей редакцией А. В. Казакова и М. П. Фивег. - Москва ; Ленинград ; Новосибирск : НКТП : Государственное научно-техническое горное издательство, 1932. - (Труды Научного института по удобрениям им. Я. В. Самойлова ; вып. 89). – 187, [3] с., [3] л. карт., ил.

С и с т е м а L a t о и с h 1. Бо л ьша я стоимость прохождения восстающих выработок , которые в связи с движением по ним раЗочих (бурильщики , з ап ал ьщики ) очевидно .придется крепить. 2. Малопроизводительная работа по расширению восстающих для удобного расположения шпуроз, 3. Слабое основание предполагать наличие в руде способности р а с ­ падаться на мелкие куски, а в связи с этим н ен ад ежно с т ь в работе сети наклонных рудоспускных скатов на подсечном горизонте . 4. Система поцэтажных штреков, имея меньшие з атраты на подготови­ тельные работы, дает идентичные технические пока з а т ели в сравнении с системой Latouch. Однако система подэтажных штр е ков несколько у с т у ­ пает в безопасности системе Latouch, хотя и дает во зможность судить вообще о применении подобных систем в условиях р а з р а б о т к и апатита. С и с т е м а м а с с о в о г о о б р у ш е н и я Система массового обрушения как самостоя тельная система, ма ло ­ в еро я тн а для применения при р а з р а бо тк е апатита, так ка к апатит не мо ­ ж е т рассматриваться как руда, способная к ра зрыхл ению и рассыпанию под влиянием собственного веса, т. е. главный принцип системы массового обрушения ставится с самого начала под сомнение. На личие же в системе магазинов обнажения кровли площадью в 600 л«2 позволя ет с достаточной полнотой изучить интересные для этой системы свой с т в а апатита. Таким образом предпола гаемые системы р а з р а б о т о к с достаточной полнотой и ясностью ответят на все доселе неизвестные вопросы и по з во ­ лят, пользуясь опытом и техническими данными, уже оконч ательно о с т а ­ новиться на той или другой системе, наиболее совершенной и безопасной в условиях данного месторождения. На рис. 43 показан план подземных работ пробного участка, причем порядок расположения систем принят в зависимости от их стоимос ти и ■большей изученности. Доставка руды по наклонным выработкам (скат) Основной поставочной артерией со всех гори зонтов выемки до гори ­ зонта штольни предполагается наклонная вы р а б э т к а— скат. Других видов транспортировки руды с гаризонтов выемки на штольню вряд ли можно предположить , так как: 1. Это потребовало бы установки д о р о г о с т о ящих механизмов, а в о з ­ можно и расходования энергии. 2. Прохождение большей длины и габарита выработок , по которым транспортировался бы груз, вызвало бы большие р ас ходы на их прове де ­ ние. Таким образом принцип естественного скатывания руды по наклонной плоскости является наиболее экономичным и технически возможным. Практика работы скатов в открытых р а зра ботк ах апатита пока ­ зала , что: 1. Руда при своем поступательном движении по скату развивает большую скорость, а следовательно большую живую силу. 2. Изменение угла наклона ската влечет за собой местное скопление руды, а главным образом мелочи, на более пологих участках ската. 3. Од ежд а почвы ската необходима в виде брони из толстого лис то ­ вого желе за (10— 12 мм). 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz