Энгельгардт, А. П. Русский Север : путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1897. - [4], 258, IV с., [2] л. цв. карт : ил., карты.

203 уЬздовъ лиственницы разбросаны по вс'Ъмъ л'Ьсамъ; особенно же много ихъ по берегамъ рйкъ. Стройныя, почти безъ сучьевъ до самой вершины, лиственничныя деревья достигаютъ здгЬсь высоты 10— 15 саженъ. Еъ сожал'Ъшю, это превосходное, твердое и гладкое дерево не имеете. пока никакого сбыта. Древесина лиственницы такъ плотна, что спилить или срубить ее очень трудно, и, кроме лиственничное бревно тонетъ въ водЬ, а потому сплавлять того, его можно только на плотахъ пзъ другихъ древесныхъ породъ. Для жилыхъ построекъ лиственница не годится, потому что на откры- томъ воздух^, на солнце, и отъ тепла дерево лопается п въ сгЪ- нахъ образуется множество щелей. Одно время лпственница тре­ бовалась на подкладку, подъ обшивку броненосцевъ, ви виду свой­ ства лиственничнаго леса сохраняться веками въ воде и земле. Пока для лиственницы не будетъ найдено какого-либо более ши- рокаго прим'Ьнешя, нашимъ прекрасными лиственничными лбеамь придется произрастать безполезно. С. Койнасъ — последшй населенный пунктъ передъ Печорою; отсюда до Усть-Цыльмы, на протяженш 250-ти верстъ, предстояло ехать по глухой тайболе, где, кроме вновь выстроенныхъ станцюн- ныхъ домиковъ, нетъ ни одного жилья. Первая половина новой дороги, въ предЬлахъ Мезенскаго уезда, отъ с. Койнасъ до ст. Барковской, на границе Печорскаго уезда, оказалась вполне удовлетворительною. Просека черезъ лЬсъ сде­ лана на 6 саженъ, а самое полотно дороги занимаете. 3 сажени; верхшй моховой слой на полотне снятъ, пни и корни выкорче­ ваны, по болотистымъ местамъ проложены гати; станщонные до­ мики, въ общемъ, довольно удобны и поместительны. Всехъ стан- щй пять: Косамская, Нижнесульская, Фоминская, Верхнесуль- ская и Барковская, •— разстояше между каждой изъ нихъ рав­ няется приблизительно 25-тн верстамъ. Фоминская станщя нахо­ дится на высоте 3,000 футовъ надъ уровнемъ моря; отсюда на­ чинаются отроги Тиманскаго горнаго хребта и водоразделъ реки Мезени и реки Печоры. Надъ устройствомъ этой дороги чинов­ нику по крестьянскимъ дЬламъ Попову пришлось немало потру­ диться. Все лето, целые три месяца, онъ провелъ на дороге, проживая большею частью въ палатке. При помощи местныхъ промышленниковъ-охотниковъ, онъ лично производил!, изыскашя пути, стараясь, по возможности, обходить болота и горы и въ то же время не удлинять дороги. Благодаря заботамъ и тру- 15*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz