Золотарев, Д. А. Лопарская экспедиция (11.01-11.05 1927 г.) / Д. А. Золотарев ; Гос. рус. геогр. о-во, Карел.-Мурм. Комис. - Ленинград : Государственное русское географическое общество, 1927. - 48, [2] с. : ил.
42 запи сан весь процесс домашнего прои звод ства с его инвентарем, приемами р аб о ты , терминологией и бытовой об с тановкой . Точно т а к ж е описано и зготовл ение ни то к из оленьих сухожилий. Всюду отмеч али с ь подсобные за н я т и я населения, при чем влияние жел езной дороги, притягивающей на дровяные за го т о в ки , ск а зыв а етс я даже в Семиостровском и Каменском погостах. Быт и условия жизни н а з а г о т о в к а х специально изучались о к оло ст. Т айбол а, где пришлось видеть кочевой о б р а з жи зни и вышедшие и з употребления в обычной об с тан о в к е жилища, к а к куо кс а. К сожалению , зимние условия р аб оты не позволяли или сильно за трудня ли ф о то г р афи ро в ани е в про цессе труд а з а н я т и я населения. Бо л ьшо е колич ество ярких к артин и наблюдений сохраняется лишь, к а к н езабываемые впечатления своеоб р азно го быта в суровых условиях полярной зимы, и находит н е к о т о рое о тр ажени е в наших за пи ся х и памяти . Переходя к области духовной культуры, ск ажем , что в данном о тношении нас интересовало все, но основной собранный м ате ри ал в к р а т к и х словах та ко в . Экспедиция не ставил а себе задачи специальных з а н я т и й по и з у чению лоп ар с ко го я зы к а , но не могла о ст ави т ь вне круга своего внимания одного из основных ф а к т о р о в культуры. Имея в виду впо следствии привлечь к р а б о т е лингвиста, что удалось сделать летом те кущ е го года, мы считали обя зательным присматриваться к о соб ен ностям лоп ар с ко го я з ы к а и его местным отличиям, собирать словарный материал и з анима тьс я языком в целях более правильного и полного восприятия э т н о г р афич е с ки х явлений и быта. Р а б о т а В. В. Чарнолу- ского в данном о тношении, несомненно имела определенный р е з у л ь т а т . Наша р а б о т а облегчалась тем, что лопари всюду хо р ошо понимают и говорят по-русски. Лишь мал енькие дети и единичные лиц а и з с т арух не з н аю т русского я зыка . Немало русских слов вошло в лопарский язык. Что к а с а е т с я самого лоп ар с ко го я зы к а , то н е о б х о димо у к а з а т ь на очень существенные р азличия к а к в я зы к е отд ель ных погостов, т а к и в я зы к е старшего и младшего поколений. О з н а комление с местными особенностями Лумбовского, Иокангского, Семи островского и Кильдинского погостов и расспросы о других погостах дали в о зм ожн о с т ь сос та ви ть рабочую к а р т у распространения л о п а р ских говоров, к а к основу для дальнейшего изучения. В процессе работы собран словарный матери ал , превышающий 1.000 слов. Ф о л ь клорные запи си з а ста ви ли о б р а т и т ь внимание на изменения языка, у т р а т у ст арых форм и терминов и на другие явления в жи зни л о п а р ского я зы к а . С к а з к и сохранили утраченные слова, подчас та ки е , что п ер еносят нас в отд ал енное прошлое, напр., березовый к о т е л— p ’a s ’kemn. Я зык запи санной Чарнолуским в Лумбовском погосте легенды об олене не т о л ь к о отлич ае тся о т я з ы к а молодого п о к о л е ния, но и от я зы к а семидесятилетних стариков. Двадцать пять с к а зо к , запи санных главным обра зом в Иоканге и Лумбовском погосте, давая м а т е р и а л по я зы ку , вместе с т ем пред ст авляют большой интерес, к а к произведения народного тв орчества. Из них особого внимания з а с л уж и в а е т с к а з к а о медведе, р а с пин а е мом на дереве. З а п и с ан о т а кж е н ес коль ко лоп арских песен, пословиц
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz