Корольков, Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление / Н. Ф. Корольков. - Санкт-Петербург : Типо-литография Евг. Тиле преемн., 1908. - 162, VI с. ил., 2 л. портр., карт. - (Из жизни на дальнем Русском Севере).
и Двинским и Усть-кольския волости приказным и всяким приморским людям и корельским де тям, и лопарям и никому иному... в ту вотчину н е сту паться». Грамота эта, поме ченная 1 -м ноября 1556 г., име ла очень важное значение для Печенгскаго мона стыря. Во-первых, в ней выразился взгляд тогдаш няго правительства на Печенгский монастырь, как на просве тительный центр в стране полунощной, а во-вторых, — с основанием Печенгскаго монастыря весь русский далекий се вер получает особое значение в глазах Московскаго правительства, уже тогда окончательно подчинившаго себе Новгород: Москва стремилась пробиться к морю, искала доступа на всемирный рынок, свободнаго пути для сношений с западной Европой, а тут неожиданно, чрез далекий малоизве стный се вер, открывается сам собою, есте ственно и свободно, этот желаемый путь. Дарован ныя же грамотою обширныя владе ния давали мона стырю возможность широко развить свою просве ти тельную де ятельность и расширить свое хозяйство. Уже в 1572 г., по свидетельству иностранцев, в Печенгском монастыре было 50 челове к брати и до 2оо богомольцев. К монастырю съе зжались богомольцы и купцы из Холмогор, Каргополя и Шуи (ныне большое село, Архангельской губерни ). Преподобный Трифон, передав монастырю цар скую грамоту и собранныя от христолюбцев по жертвования, продолжал трудиться, как после дний послушник. Смирение преподобнаго было столь велико, что, испрашивая у царя жалованную грамоту, он не пожелал, чтобы имя его было упомянуто в ней, как основателя и устроителя Печенгскаго монастыря.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz