Корольков, Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление / Н. Ф. Корольков. - Санкт-Петербург : Типо-литография Евг. Тиле преемн., 1908. - 162, VI с. ил., 2 л. портр., карт. - (Из жизни на дальнем Русском Севере).
системе , полученных от предков, поэтому лопари вообще народ не музыкальный и т. п. Достигнутые в монастырской школе результаты говорят против приведеннаго взгляда. Заслуживает внимания, что учащиеся поют одинаково хорошо по нотам и без нот. Интересно, что учитель пе ния не налегает на вычурныя, т. е. партесныя пе снопе ния, как нере дко де лают другие руководители хоров, напр., в при ходских храмах, старающиеся зарекомендовать себя перед публикой «регентами» и берущиеся за испол нение «партесов», не соразме рив своих сил с трудностями пе снопе ния и нере дко казняшиеся за свою сме лость. Приятно было встре тить в школьном хоре подтверждение того взгляда, что красота и художе ственность пе ния—в простоте пе ния, в том испол нени их, которое сообщает учащимся руководитель, прекрасно знающий свое де ло...» «Приятно было виде ть в школе отсутствие мерт вящей дисциплины, требующей от де тей почти не подвижнаго сиде нья за партами, дозволяющей гово рить де тям только по вызову учителя. Это проявление формализма отсутствует в монастырской школе . Де ти чувствуют себя свободно и легко, они подхо дят к учителю, обращаются к нему за разъясне ниями и снова принимаются за свою работу. Учителю не приходится командовать: «Тише... Сидите как сле дует. .. Слушайте... Держите руки на столе »... и т. п. И де ло идет свободно, легко, без ненужных потуг. Не т рабскаго сле дования обычным дидак тическим шаблонам, и в школе чувствуется легко, де ланная серьезность в де тях на уроках, которую заводят на своих занятиях не которые учащие, как явление искусственное, в монастырской школе изгнана;». «Все учащиеся пользуются столом и квартирой от монастыря, многие получают одежду и обувь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz