Корольков, Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление / Н. Ф. Корольков. - Санкт-Петербург : Типо-литография Евг. Тиле преемн., 1908. - 162, VI с. ил., 2 л. портр., карт. - (Из жизни на дальнем Русском Севере).
того, в книге преобладают статьи описательнаго характера, нере дко представляющия художественныя описания природы, требующия большого уме нья со стороны учителя, что бы такия статьи были усвоены учащимися сознательно, а не механически. Говоря о своих занятиях с учениками, учитель шутливо прибавил, указывая на книгу Одинцова и Богоявлен скаго: «а статьи то какия в ней,—право, оне впору юному гимназисту младших классов, а мы по ней учим инородцев. » Письмо учащихся старшей груп пы чистое каллиграфическое, в орфографическом отношении оно может быть признано удовлетвори тельным. «Трудне е усвояется, по мне нию г. Проташинскаго, учениками лопарями материал по арифметике . Уча щему пришлось сде лать интересное наблюдение о том, что отвлеченное мышление крайне затрудняет лопа рей, тогда как все конкретное интересует их и они легко оперируют над те м, что видимо, ося заемо, что вообще воспринимается вне шними чувст вами. Иначе обстоит де ло с пением. Ученики шко лы прекрасно поют, под управлением П. М. Федо рова, большого знатока и уме лаго учителя пе ния. Мы слушали исполнение учащимися церковных пе сно пе ний и гимнов, слушали и удивлялись: пе ли лопари, у которых, по общему мне нию, не т даже своих пе сней, пе ние которых —крайне однообразное, до то ски утомительное повторение каких то не члено разде льных звуков, унылых, как вид мертвой тундры... Нам приходилось читать суждение обозре вателя се вера о неспособности лопарей к пе нию, при чем в подкре пление своего взгляда автор ссылался на отсутствие у лопарей своего рода пе вческой тра диции: не поют родители, не будут пе ть и де ти, не т у лопарей необходимых сле дов в нервной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz